Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Недавний окрик президента на «кусающиеся» тарифы ЖКХ возвращает нас к старой как мир дискуссии о том, как снизить их или хотя бы остановить их рост. Вот уже в течение более 20 лет подорожание коммунальных услуг все никак не прекратится, стабильно фигурируя в числе двух–трех главных проблем, волнующих население. Как отчетливо показал прошлый год, отложенное с января на июль повышение тарифов привело к тому, что в первом полугодии 2012 года темпы инфляции были ниже прошлогодних на 2–3 процентных пункта.

В России нет дефицита в политиках, стремящихся повысить свою популярность на теме ЖКХ, но очень мало кто предлагает реальный прагматичный план действий, который помог бы по-настоящему решить эту проблему. Как мог бы выглядеть такой план? Вот лишь некоторые его общие черты.

Первой компонентой должно стать устранение факторов федерального уровня, способствующих постоянной накрутке коммунальных тарифов. Прежде всего, это рост цен на газ и электричество в масштабах страны. В европейской части России на газе вырабатывается две трети электроэнергии и более половины тепла, а 70% в платежках населения за коммуналку — это электричество, тепло, а также водоснабжение и водоотведение, где, в свою очередь, ключевые издержки — это электроэнергия (обеспечивающая работу насосного оборудования).

Источник нехорошей спирали накрутки цен здесь — постановление правительства от 28 мая 2007 года № 333, которым принят план поэтапного доведения внутрироссийских цен на газ до уровня контрактных цен «Газпрома» в континентальной Европе. Этот план все эти годы неукоснительно исполнялся, хотя непонятно, почему нужно привязываться именно к европейским котировкам, самым дорогим в мире — например, в США сейчас оптовая цена на газ для промышленных и электроэнергетических предприятий составляет около $160 за 1 тыс. кубометров, а осенью составляла $120–130. Последняя цифра эквивалентна тому, сколько сейчас стоит природный газ в России. При этом целевой ориентир, установленный Федеральной службой по тарифам, исходя из привязки к европейским котировкам — около $250, или в полтора раза выше, чем в США. При том что США импортируют газ, а мы — самая богатая газом страна в мире.

Нужно остановить и рост тарифов на электроэнергию — реформа имени Чубайса провалилась, поскольку обещанной конкурентной среды в генерации электроэнергии создать так и не удалось, рынок поделили всего несколько крупных игроков во главе с тем же «Газпромом». В итоге, например, в той же Америке, во многих штатах которой конкурентная реформа успешно была проведена, цены на электроэнергию для промышленности стабильно держатся на уровне $0,06–0,07 за кВтч вот уже пару десятилетий, а мы сейчас достигли ровно такого же уровня, и конца-края росту цен на электричество не видно. Нужно довести создание конкуренции в электроэнергетике до конца и заставить государственных монополистов распродать свои генерирующие мощности.

Вторая компонента возможных преобразований в ЖКХ — местная, но действовать здесь можно по единому образцу в масштабах страны. Предложить монополистам сделку: мораторий на повышение их тарифов в обмен на гласный публичный аудит их активов и издержек, с участием независимой общественности и экспертов. Нет аудита и доступа к данным — нет повышения тарифов. Можно легко подсказать, где искать завышенные издержки. Прежде всего, это стоимость услуг по ремонту оборудования и инвестиции: основные откаты сосредоточены именно здесь, специалисты легко смогут предложить лучшие образцы для сравнения, сколько в нормальных, «безоткатных» условиях должны стоить ремонт или укладка километра труб, и так далее. Второе — потери в сетях. В российской системе теплоснабжения сетевые потери носят просто фантастический масштаб, доходя до 50%. Третье — оплата труда: не секрет, что в коммунальных компаниях трудится избыточное количество людей, получающих завышенные зарплаты, а многие занятые в сфере ЖКХ мигранты получают на руки жалкие крохи, отдавая значительную часть номинальной получки коммунальным «сутенерам» — все это нужно выявлять и пресекать.

Ну и, конечно, нужно как можно скорее ликвидировать возможность для продолжения существования коммунальных компаний в виде всевозможных ГУП и МУП — такая организационно-правовая форма заведомо предполагает полную безответственность за использование вверенного имущества и непрозрачную запутанную бухгалтерию. Все унитарные предприятия в коммуналке нужно немедленно акционировать.

Вот такой вот нехитрый план действий, который при наличии политической воли не так сложно реализовать в масштабах страны. 

Комментарии
Прямой эфир