Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Мир
Госдолг США превысил рекордную отметку в $36 трлн
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Армия
Расчет БПЛА «Орлан-10» обнаружил пехоту ВСУ и скорректировал удар артиллерии
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Армия
Группировка войск «Запад» взяла в плен одного украинского боевика
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Циолковский ушел в рай босиком

Инсталляция Игоря Макаревича и Елены Елагиной в галерее Stella Art напоминает о видениях пионера космонавтики
0
Циолковский ушел в рай босиком
Фото предоставлено галереей Stella Art
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Жанр инсталляции, образец которой под названием «Неизвестные разумные силы» экспонируется в галерее Stella Art, давным-давно обрел законные права на международной арт-сцене и даже успел к сегодняшнему дню немного «состариться».

Иначе говоря, он теперь воспринимается скорее как нечто хрестоматийное, почти классическое, нежели экстравагантное и ультрамодное. Возможно, кого-то из молодых художников это обстоятельство вынуждает экспериментировать в других сферах, а вот патриархов жанра такое положение дел ничуть не смущает. 

Творческий и супружеский дуэт — Игорь Макаревич и Елена Елагина — относится к числу ветеранов, вступивших на поприще инсталляции еще до перестройки. В последние годы этот тандем регулярно обращается к вопросу о смысле и сути утопических проектов, бередивших когда-то российские умы.

Циолковский ушел в рай босикомМакаревич с Елагиной сделали немало выставок, метафорически преподносивших и феномен «первого авангарда», и пафос научно-технической революции в СССР. Судя по всему, эти линии потребовали более широкого контекста — и внимание было обращено на так называемый русский космизм.

Например, в прошлом году в Перми эти авторы показывали инсталляцию «Философия общего дела», где образно интерпретировались идеи воскрешения мертвых, исповедуемые когда-то мыслителем Николаем Федоровым. А до того на сборной выставке «Русский контрапункт», проходившей в Лувре, Макаревич с Елагиной предъявили инсталляцию «Неизвестные разумные силы». В ней обыгрывалась тема, по-своему тоже мистическая и тоже связанная с утопией, но вдохновленная не Федоровым, а Циолковским. Именно эта работа повторена сейчас в московской галерее. 

Циолковский ушел в рай босикомЧитатели, хотя бы поверхностно знакомые с историей вопроса, наверняка знают о глубинной связи между «Философией общего дела» и проектированием космических кораблей. Циолковский был чрезвычайно вдохновлен лозунгом Федорова «Будущее станет возвращением прошедшего к жизни» и в своих исследованиях руководствовался тем соображением, что необходимо готовить по всей Вселенной плацдармы, способные вместить сонмы воскрешенных предков.

За драматургическую основу своей инсталляции Макаревич с Елагиной взяли запись Циолковского о видении, которое ему то ли померещилось, то ли и впрямь возникло перед глазами. Ученый наблюдал в небе облака, неожиданно сложившиеся в сочетание букв «rAy», и прочтя это как «рай», крайне взволновался. 

Циолковский ушел в рай босикомИз упомянутого эпизода, довольно смутного, надо признать, Елагина и Макаревич вывели собственную визуальную формулу. Те самые три буквы — не то латинские, не то кириллические — превратились в светодиодные фонемы на стене, а в интервалах между ними потянулись к небу деревянные лестницы. Весь передний план инсталляции занят десятками пар обуви, от детских чешек до туфель на каблуке и зимних сапог.

Галлюцинация Циолковского трансформировалась в аллегорию коллективного вознесения в «rAy» или в «рАй», и аллегория эта более чем тревожна. Люди исчезли, от них осталась только обувь, и почему-то нет никакой уверенности, что они теперь блаженствуют в райских кущах.

Пожалуй, не стоит искать в этом произведении прямых указаний на ГУЛАГ или еще какие-то советские явления в духе «лес рубят — щепки летят». Речь об утопии и ее последствиях — любым трагическим экспериментам всегда предшествуют чьи-то видения «о счастье человечества».  

Циолковский ушел в рай босиком


Читайте также
Комментарии
Прямой эфир