«Сложные отношения с реальностью укорачивали жизнь Германа-старшего»

Когда человек умер, говорить не хочется, хочется молчать. Русские люди в это время молчат, думают и молятся. В этот день можно сказать только о том, что мы все соболезнуем родным и близким ушедшего. Это невосполнимая и самая страшная утрата, а все слова вокруг этого и кто как к кому относится — не имеют в этот день никакого значения. Всякое было, но сейчас нужно вспоминать только самое хорошее, что связано с этим человеком.
Он давно болел, и не надо сейчас спекулировать на его смерти и приплетать сюда проблемы c «Ленфильмом». Если бы только эти трудности были в жизни большого режиссера! Важнее — трудности творчества, создания картин, взаимоотношений с людьми. Сложные отношения с реальной жизнью — то, что на самом деле укорачивает жизнь. А Алексею Юрьевичу было трудно сопрягать с действительностью свой характер, свое время, свой образ жизни.
Власть закрывала его картины, всем было трудно, и именно те годы были самыми тяжелыми и уносили здоровье мастера. Это общая судьба: а композиторы, которых не исполняли, а Солженицын? Картины Германа не запрещали полностью, они сохранялись хотя бы малым тиражом, а если и закрывали, то не запрещали делать следующую. Такое было время и взаимоотношения с государством. Сейчас молодым людям еще тяжелее.
В этот день нужно вспоминать только хорошее и сочувствовать тем, кто Мастера потерял.