Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Нарышкин отметил желание США вникнуть в причины конфликта на Украине
Мир
WSJ сообщила о планах команды Трампа ввести новые санкции против РФ
Мир
FT заявила об изучении ЕС возможности разрыва контрактов на поставку газа из РФ
Экономика
Путин запустил производство российского аналога упаковки «Тетра Пак»
Мир
Южная Корея и США провели совместные воздушные учения
Мир
В ГД призвали отстранить Каллас после ее призыва не посещать Москву 9 Мая
Мир
Китай обвинил Агентство национальной безопасности США в кибератаках
Армия
Российские военные уничтожили живую силу ВСУ на сумском направлении
Мир
Лавров опроверг поступление предложений от США обсудить стратегические отношения
Мир
СМИ сообщили о вынужденном отказе Каллас от создания фонда для Украины
Пресс-релизы
Россия и Индонезия укрепляют деловые связи
Экономика
В США пригрозили Meta требованием продать Instagram и WhatsApp из-за монополии
Мир
Российские спасатели завершили миссию в Мьянме после землетрясения
Мир
Глава Аргентины Милей назвал РФ одним из лидеров нового миропорядка
Авто
Новые версии автомобилей УАЗ сертифицировали в России
Экономика
Под риском пострадать от заморозков оказались не менее 4,7 тыс. га садов и виноградников
Экономика
Банк России отозвал лицензию у Промтрансбанка

«Герман снимал о времени, где честность была вопросом жизни и смерти»

Эдуард Пичугин, Карен Шахназаров, Алексей Попогребский, Сергей Снежкин, Сергей Селин, Виктор Лебедев — о жизни и творческом методе Алексея Германа
49
«Герман снимал о времени, где честность была вопросом жизни и смерти»
Алексей Герман. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Выделить главное
Вкл
Выкл

Об Алексее Германе-старшем и его фильмах «Известиям» рассказали друзья и коллеги режиссера.

Эдуард Пичугин, генеральный директор студии «Ленфильм»:

Он был душой «Ленфильма», который ему очень обязан: Герман принял самое активное участие в том, чтобы убедить руководство страны в необходимости спасти студию.

Мне он дал последние напутствия. Когда встал вопрос возрождения «Ленфильма» и Алексей Юрьевич предложил мне стать директором, он сказал в своем стиле: «Эдуард, если вы не согласитесь, будете жабой».

Светлана Игоревна Кармалита последние месяцы круглосуточно находилась с ним в больнице. Мы почти каждый день созванивались, обсуждали текущие дела. И на втором плане Алексей Юрьевич всегда комментировал что-то.

Над последней работой — экранизацией романа братьев Стругацких — он долго трудился и практически успел ее закончить. Был запланирован показ в Москве, мы уже выбирали кинотеатр. Если бы не болезнь, он бы уже представил свой труд. В последнее время мы все были заняты хлопотами с больницей, поэтому сроки переносились.

Он шел на поправку, мы думали, что он вот-вот выздоровеет. Были кризисные моменты, но они проходили. Он уже вернулся к жизни, опять шутил, опять воспитывал.

Сейчас мы все заняты похоронами. Но, вероятно, уже на следующей неделе Светлана Игоревна объявит дату премьеры фильма.

Если будет решено хоронить Алексея Юрьевича в выходные, то, думаю, на траурную церемонию приедет министр культуры. А уже завтра в Петербург прибудут председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук и глава департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов.

Карен Шахназаров, генеральный директор киностудии «Мосфильм:

Несколько снятых им картин — классика российского кино: «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин», «Двадцать дней без войны». Конечно, он оказал очень большое влияние на развитие Ленинградской и Петербургской школы отечественного кино, плеяда сильных мастеров развивалась под его влиянием.

Многие известные и замечательные русские актеры именно в фильмах Германа сыграли своеобразные роли — если и не лучшие, то необычные. Никто их так не использовал, как Алексей Юрьевич Герман. Он умел по-новому открыть известного актера. Это и Андрей Миронов — известный комик, а в «Моем друге Иване Лапшине» он играет очень драматическую роль, и Юрий Никулин — великий комический актер с драматической ролью в «Двадцати днях без войны». Герман мог дать актеру новые краски.

Он был очень требовательным художником, потому и снимал долго. Марлен Хуциев тоже долго создает свои фильмы. Каждый художник устанавливает свою меру.

Русский артхаус в значительной степени сформирован именно им. Но я не делю кино на артхаус и блокбастеры, фильмы «для всех» и «не для всех». Любое кино для всех. Я делю на хорошее и плохое. Герман снимал хорошее.

Алексей Попогребский, режиссер:

Всегда говорил, что Алексей Герман — для меня главный из живущих режиссеров. Сейчас придется одно слово из этой фразы вычеркнуть, но правда остается правдой. 

Одним из самых больших потрясений в моей жизни был момент, когда я еще подростком увидел по телевизору фильм «Мой друг Иван Лапшин». Я не знал тогда имен, смутно представлял себе, кто такой Герман, но чувствовал, что отец не зря усадил меня перед телевизором. Что происходит что-то необычайно важное. 

Это потом я посмотрел все фильмы Германа, и, как мне кажется, что-то важное про них понял. Что в меня въелось с самого начала, хотя тогда, в детстве, я это не сформулировал, скорее, почувствовал, — невероятная, бескомпромиссная честность его работ. 

Не случайно ходят легенды, как он добивался стопроцентной достоверности в деталях: в поведении, антураже, внешнем виде своих персонажей, вплоть до резинок на чулках.

Не случайно он снимал о тех временах, когда честность была вопросом жизни и смерти. Не благополучия, как сейчас, а именно жизни и смерти. Не случайно он и действие последнего своего фильма перенес в обстоятельства, где честность таким фактором и являлась.

Сергей Снежкин, режиссер:

Ужасно, что осталась незаконченной картина «Трудно быть Богом», которую он долго снимал и которую, кроме него, никто не сможет закончить. Это абсолютно авторское произведение, и, зная все обстоятельства его болезни, созваниваясь с его женой Светланой Кармалитой, мы очень надеялись на то, что он сумеет пережить тяжелый период и закончить работу. Но не случилось.

В картине «Трудно быть Богом» уже прошло речевое озвучание, и работа подошла к финальному этапу — перезапись и сведение всех звуков, то что называется постпродакшн. Это был самый финал. Сейчас судьба картины зависит только от супруги Алексея Германа, Светланы Игоревны Кармалиты, потому что она всегда была рядом с ним как соавтор. Быть может, она сумеет каким-то образом соединить всё, что он хотел, знал и полагал по поводу окончания этой картины. Но это настолько сложное, настолько жившее внутри него произведение, что вряд ли за него кто-то сможет проделать эту работу.

Он всегда был готов к съемочному процессу, но в процессе съемки очень много менял, переделывал и заново переснимал. То, как он работал, напоминало мне возрожденческую живопись. По эстетике, по философии, по отношению к искусству Алексей Герман был человеком Ренессанса. Он просто родился в другое время. 

Сергей Селин, актер:

Вместе с Алексеем Юрьевичем нас покидает целая эпоха. Это происходит периодически, когда уходят такие люди, как Кирилл Лавров, Галина Вишневская, Мстислав Ростропович. Теряются маяки, на которые мы ориентируемся. Словно в безбрежном море стоит корабль, и его капитан, глядя на свет, совершенно точно знает, куда плыть. Герман был, безусловно, таким маяком, и теперь этот свет погас.

Виктор Лебедев, композитор:

Мне пришлось с перерывами работать над «Трудно быть Богом» целых 13 лет. У Алексея всегда была особая точка зрения на музыкальные решения. Он был краток в использовании музыкального материала. Музыка минимально входила в его картины, он не любил ею перенасыщать, но того, чего хотел, добивался. Картина почти закончена, и его жена и сын завершат работу.

Когда он брался за картину, то думал только о художественном замысле и конечном воплощении и требовал того же от людей, с которыми работал. Да, порой приходилось нелегко, требовательность и особенно неожиданность решений у Германа были колоссальными. Ни одного проходящего эпизода, сыгранного вполсилы. Скрупулезность в каждом такте и мизансцене. Можно было соглашаться или нет, но время показало, кто оказался прав. Мы еще долго будем восхищаться честностью этих изумительных работ. 

Он был абсолютно петербургским человеком. Однажды попытался переехать в Москву. Продал квартиру на Марсовом поле, в которой жил еще с родителями, сорвался, но не прижился. Этот город его не отпускал и, наверное, правильно. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением