Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД КНДР назвало Зеленского звездой в написанном США сценарии
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации четвертого БПЛА над регионом
Общество
В Москве заметили захваченную в боях с ВСУ трофейную технику
Мир
Минфин США ввел санкции против двух компаний и четырех физлиц из Ирана
Наука и техника
В России построят научные мегаустановки на экспорт
Здоровье
Врач рассказала об опасных для пенсионеров заболеваниях
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Общество
Глава минздрава Крыма заявил о готовности уйти в отставку в случае нехватки лекарств
Культура
Актер Александр Лойе рассказал о съемках в Перми сериала «Операция «Карпаты»
Армия
Военные ВКС РФ нанесли удар по позициям ВСУ в окрестностях Часова Яра
Общество
Синоптики пообещали москвичам сухую погоду и до +16 градусов в среду
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили позиции ВСУ на купянском направлении
Общество
Стали известны подробности дела задержанного замглавы Минобороны России
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
Метеорологи назвали сроки потепления в Москве и Санкт-Петербурге
Мир
Постпред Ульянов раскритиковал заявление Столтенберга о соседстве с Россией

Увидеть «Метро» и уцелеть

Фильм-катастрофа Антона Мегердичева уступает заокеанским блокбастерам в бюджете, но очаровывает панорамой родных улиц
0
Увидеть «Метро» и уцелеть
Кадр из фильма «Метро»: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Когда-то Андрей (Сергей Пускепалис, 47 лет), Ирина (Светлана Ходченкова, 30 лет), а также человек, которого в фильме называют исключительно Константинов (Анатолий Белый, 40 лет), были сокурсниками.

Теперь Андрей — высококлассный хирург в районной больнице. Ирина стала его женой и работает в какой-то фирме, торгующей шампунями, а Константинов исчез на 12 лет, чтобы вернуться преуспевающим бизнесменом, специалистом по точечной застройке ЦАО Москвы. 

Константинов и Ирина становятся любовниками, и теперь дама страдает, не понимая, кто ей дороже: любовник или муж. Дочь Ирины и Андрея, Ксюша, чувствует разлад и очень переживает за папу и маму.

В один ужасный день Константинов, Андрей и Ксюша совершают такой противоестественный для них поступок, как спуск в метро (спец по застройке бросил машину в пробке, а хирурга на парковке «запер» сосед), и именно их поезд попадает в страшную катастрофу. Из-за той самой точечной застройки ЦАО, которой так злоупотребляют Андрей и ему подобные, произошел обвал грунта и вода хлынула в тоннель метро.

Фильм-катастрофа, как известно, не наш жанр. То ли российское кино боится здесь соперничества с реальностью, то ли само словосочетание намекает на катастрофу в кинематографическом смысле. Так или иначе продюсер Игорь Толстунов и режиссер Антон Мегердичев рискнули и 34 года спустя после знаменитого «Экипажа» ступили на зыбкую, буквально уходящую из-под ног почву.

В фильме, как говорят в таких случаях, «всё по-взрослому». Качественная, неотличимая он настоящего метро декорация. Многочисленная, хорошо подобранная и увлеченно работающая массовка. Камера Сергея Астахова, которая летает, ползает, пресмыкается, погружается под воду, снимая ужас и боль во всех возможных ракурсах. Фирменный энергичный монтаж Мегердичева — как на ринге: удар, еще удар. Горы трупов — внизу, в тоннеле, и наверху, у выхода из метро. Мечущаяся на поверхности земли Ходченкова.

Компания из ее любовника, мужа и дочери, а также примкнувших к ним юноши и девушки (Алексей Бардуков и Екаретина Шпица), бомжихи (Елена Панова) и маленькой рыжей собачки Тявки ищет выход из тоннеля или хотя бы место, где берет сотовый телефон. Хеппи-энд не очевиден: когда отрицательный герой, циник Константинов говорит, что особо долго спасать их не будут и скоро всё зальют азотом по правилам консервации станций, ему почему-то веришь. 

Что касается человеческих судеб, драм и характеров, они здесь, безусловно, вторичны. Хотя актерский состав первоклассный. Сергей Пускепалис в очередной раз доказывает, что способен вызвать сочувствие даже в образе безнадежно положительного героя. Светлана Ходченкова — что она очень одаренная и техничная артистка. Анатолий Белый, как обычно, убедительно воплощает в себе все новое, буржуазное, далеко не каждому симпатичное.

Но настоящие бенефицианты этой истории — исполнители второстепенных ролей. Супруга режиссера, Елена Панова, отринув привычный романтический образ, сыграла спившуюся экс-спортсменку, почти бомжиху и доказала, что может быть первоклассной характерной актрисой. А Дмитрий Орлов в роли телеоператора, который снимает хронику трагедии, на мой взгляд, вообще наиболее убедительный образ фильма. Чувствуются, что эпизоды с группой «Новостей» для Мегердичева, который родом из телевидения, много значат и ему есть о чем рассказать зрителю.

Означает ли всё это, что «Метро» можно смело поставить в ряд голливудских образцов жанра? Всё-таки нет. Потому что многобюджетный заокеанский блокбастер не позволил бы объявить людей разных возрастов сокурсниками. Или подарить путевому обходчику, пожилому «сморчку»-забулдыге, рекламную улыбку в 32 превосходных металлокерамических зуба.

Но это всё по большому счету не так уж важно: фильм Антона Мегердичева имеет то неоспоримое преимущество, что он отечественного производства. Это наше метро, наш Центральный округ, наша точечная застройка, от которой город скоро провалится в тартарары, и наши изнемогающие от трафика улицы, панорама которых так удачно вмонтирована в фильм. 

Комментарии
Прямой эфир