Иностранных налоговиков пустят на территорию России для проверок
По информации «Известий», Минфин хочет внести в Налоговый кодекс поправки, которые позволят иностранным налоговикам проводить в России контрольные мероприятия — налоговые проверки.
— Такое предложение Минфин уже направил главе правительства. В нем описаны меры противодействия уклонению от налогообложения с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок, — рассказал источник в Минфине.
Поправки одновременно откроют возможность и российским налоговым органам проводить проверки в отношении налогоплательщиков, зарегистрированных на территории других государств.
Действующие на сегодняшний день налоговые соглашения России с другими государствами не предусматривают такой возможности. В них речь идет об обмене информацией по вопросам налогообложения между странами — российские налоговые органы при соблюдении ряда условий могут запрашивать ее у других государств, которые, в свою очередь, обязуются ее предоставить, указал «Известиям» партнер компании «Линия права» Сергей Калинин.
В настоящее время, по данным Министерства финансов, Россия имеет подобные соглашения об обмене данными с 86 странами. При этом 50 из этих документов соответствуют наиболее современным стандартам, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В ноябре 2011 Россия подписала совместную Конвенцию Совета Европы и ОЭСР «О взаимной административной помощи по налоговым делам». Данным документом предусмотрена возможность проведения уже совместных налоговых проверок на основании соответствующего запроса. До настоящего времени конвенция Россией не ратифицирована, в связи с чем российские налоговые органы не смогут воспользоваться ее положениями.
Для придания им юридической силы достаточно внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс России, указал Минфин в письме Дмитрию Медведеву. Это позволит избежать длительной процедуры ратификации изменений каждого отдельного соглашения.
В компании «Линия права» считают, что указанные положения — возможность проводить налоговые проверки на территории других государств — «не будут иметь существенного значения».
— Более эффективными инструментами будут недавно вступившие в силу правила о трансфертном ценообразовании, а также планируемые Минфином поправки, связанные с определением налогового резидентства компании не только по месту ее регистрации, но и по месту фактического управления, закрепление концепции бенефициарного собственника, а также пакет антиофшорных поправок, — говорит Сергей Калинин.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий соглашается, что указанные положения «вовсе не гарантируют российским налоговикам прозрачности офшоров, ведь их конечные собственники могут быть надежно спрятаны за номинальными акционерами».
— Что же касается европейской практики ее применения, то пока она незначительна и судить об эффективности соответствующих положений пока рано, — добавляет Сергей Калинин.