Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Галерея «Ковчег» избавляет русскую историю ХХ века от горечи

Чаепитие вприкуску и другие приметы «роскоши» — на выставке «Сладкая жизнь»
0
Галерея «Ковчег» избавляет русскую историю ХХ века от горечи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Застольные сцены, натюрморты с фруктами и десертами, конфетные обертки, этикетки от банок с вареньем — такого рода визуальные материалы кажутся немного легкомысленными и уж точно периферийными по отношению к «настоящей истории искусства». О чем можно рассказать посредством подобных экспонатов? Разве что о каких-то кондитерских традициях или еще о пристрастиях отдельных художников в части выбора предметов изображения. Однако выставка, построенная именно на таких сюжетах и образчиках дизайна, без труда опровергает априорные предположения о своей несерьезности.

2.%09%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%20%D0%9A%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B2.%20%D0%9A%D1%83%D0%BF%D1%87%D0%B8%D1%85%D0%B0.%201919.%20%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%2C%20%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C.%2043%20%D1%85%2027%20%D1%81%D0%BC.%20%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B8

Разумеется, авторы экспозиции не претендуют на всеохватную трактовку событий ХХ века, хотя заявлена как раз столетняя хронология. Мол, рассматривается всего лишь тема сладостей и «красивостей», связанных с глюкозосодержащей продукцией сугубо метафорически. Какие уж тут глобальные выводы? Но нарочитая скромность амбиций не должна вводить в заблуждение: подоплека проекта вполне эпохальна. Недаром в него включены экспонаты, недвусмысленно маркирующие «этапы большого пути». Упомянем в этой связи хотя бы картину Николая Богданова-Бельского «Летний день» с тремя безмятежными барышнями на дачной веранде (произведение датировано 1917 годом) или же литографированный портрет элегантной пары, на котором рукой его автора, знаменитого Петра Митурича, написано «23 июня 1941 года».

4.%09%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0.%20%D0%A8%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B4.%20%D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%C2%AB%D0%91%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%C2%BB.%201925.%20%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%2C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%88%2C%20%D1%82%D1%83%D1%88%D1%8C%2C%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BB%D0%B0.%2026%2C2%20%D1%85%2035%2C7%20%D1%81%D0%BC.%20%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B8

И уж куда больше здесь работ и артефактов, к символическим датам пусть не привязанных, зато безотказно характеризующих тот или иной исторический период. Будь то афиша бала художников во вкусе модерна, карамельные этикетки конструктивиста Родченко с рекламными стихами Маяковского, идиллия «советского барства» на картине Петра Кончаловского или лаконичная метафизика в натюрморте шестидесятника Владимира Вейсберга — буквально во всех случаях время проиллюстрировано со стопроцентной узнаваемостью. А вслед за узнаваемостью неизбежно идет рефлексия по поводу тогдашней «сладкой» или «несладкой» жизни. С охотой или даже поневоле, зритель вовлекается в ретроспективное исследование социума.6.%09%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9%20%D0%91%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B2.%20%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5.%20%D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B5%20%D0%9B.%20%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%C2%AB%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8%20%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D1%80%D1%8F%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%C2%BB.%201930.%20%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%2C%20%D1%82%D1%83%D1%88%D1%8C%2C%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%88.%2026%2C5%20%D1%85%2034%2C8%20%D1%81%D0%BC.%20%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B8

Заимствуя у фильма Федерико Феллини заголовок для своего проекта, кураторы «Ковчега» подразумевали не столько гламурный или богемный аспект, сколько народную, почти архетипическую ассоциацию сладости с благополучием. Проще говоря, в фокусе внимания оказываются образы довольства, роскоши, чуть ли не эпикурейства, — и тут же обнаруживается, насколько они бывали аскетичными, карикатурными или двусмысленными. Гротескные нэпманы сорят деньгами на графических листах для советских сатирических журналов, и сомневаться не приходится: дни «мелких буржуев» сочтены. Отзвуки вывесочного фруктового изобилия на холстах Ильи Машкова заставляют подумать о грядущих временах, совсем уже скорых, когда население приобщалось к «сладкой жизни» исключительно через фотоиллюстрации в «Книге о вкусной и здоровой пище» или через кинокадры «Кубанских казаков». А рыночные торговцы на картине Карла Фридмана «Южные фрукты» предвещают постперестроечную смену общественного строя — ни больше ни меньше.

8.%09%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%20%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD.%20%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82%20%D1%81%20%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BC.%20%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE%201920-%D1%85.%20%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%2C%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE.%2053%2C6%20%D1%85%2048%2C5%20%D1%81%D0%BC.%20%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5Намеренное смешение жанров и стилей на этой выставке приводит не к хаосу, а к созданию своего рода паззла, каждый элемент которого является «гиперссылкой» на какую-нибудь «загогулину» в существовании страны. Однако устроители не забывают, что проект у них все-таки художественный, так что зрелище получается весьма выверенным и с точки зрения изобразительного качества. Визуальные анекдоты или осколки рухнувших идеологических программ уравновешиваются вещами изысканными, прочувствованными, чрезвычайно авторскими. Для достижения общего эффекта пришлось потрудиться: в выставку включены экспонаты из четырех музеев, в том числе нестоличных — из Твери и Вологды, а также из большого числа частных коллекций и семейных архивов. Надо сказать, результат оправдывает потраченные усилия и человеко-часы.

7.%09%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A7%D0%B0%D0%B9%20%D1%81%20%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BC%20%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC.%202011.%20%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%2C%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE.%2020%20%D1%85%2060%20%D1%81%D0%BC.9.%09%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.%20%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%8F%20%C2%AB%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%C2%BB.%20%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%20%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%20%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.%20%D0%91%2F%D0%B4.%20%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%2C%20%D1%86%D0%B2.%20%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C.%2031%2C0%20%D1%85%2028%2C8%20%D1%81%D0%BC.%20%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8F%20%D0%92.%20%D0%92.%20%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE3.%09%D0%9E%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%C2%AB%D0%9D%D0%B0%D1%88%D0%B0%20%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F%C2%BB.%201923.%20%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%2C%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C.%207%2C6%D1%858%2C5%20%D1%81%D0%BC.%20%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8F%20%D0%92.%20%D0%92.%20%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE5.%09%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%20%D0%A7%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2.%20%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D1%8B.%201924-1925.%20%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%2C%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE.%2098%20%D1%85%20115%20%D1%81%D0%BC.%20%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир