Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Интернет и технологии
В России разработали виртуального режиссера
Армия
Трофейную технику НАТО привезли на Поклонную гору
Мир
Белый дом заявил о разработке механизма изъятия замороженных российских активов
Экономика
За три года число работающих граждан вырастет на 1,5 млн
Мир
Рябков объяснил недопуск россиян на рейсы из Турции в Мексику давлением США
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Недвижимость
Цены на аренду элитной недвижимости в Москве рекордно выросли
Общество
Синоптики спрогнозировали потепление до +22 градусов в Москве 25 апреля
Мир
Хуситы атаковали эсминец США и два коммерческих судна в Аденском заливе
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Экономика
Совфед заблокировал проект о запрете спиртного в прикассовой зоне
Мир
Замглавы МИДа Панкин пообещал ответ в случае конфискации активов РФ
Общество
В МЧС предупредили о грозе, дожде и ветре в Москве в ближайшие дни
Мир
В США допустили отказ от помощи Украине до выборов
Мир
Политкоординатор РФ в СБ ООН указала на политизированность дипломатов США

Артем Хромов: «Надо пересмотреть критерии оценки эффективности вузов»

Уполномоченный по правам студентов — о своих планах, реорганизации вузов и проверке учащихся на наркотики
0
Артем Хромов: «Надо пересмотреть критерии оценки эффективности вузов»
Фото: РИА НОВОСТИ/Евгений Биятов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

21 декабря 2012 года Министерство образования и науки объявило о создании института уполномоченного по правам студентов. Студенческий омбудсмен будет представлять и защищать права учащихся, а также получит возможность непосредственно обращаться к руководству Минобрнауки и в структурные подразделения министерств. В рамках своей должности омбудсмен имеет право вносить в министерство предложения по законодательным инициативам и участвовать в разработке правовых актов. Кандидатуру уполномоченного планируется пересматривать раз в два года.

По результатам интернет-голосования студенческое сообщество выбрало на пост уполномоченного действующего главу Российского студенческого союза Артема Хромова. Сегодня он был официально представлен в должности во время заседания Молодежного совета при Минобрнауки во главе с Дмитрием Ливановым. Первое свое интервью в новой должности студенческий омбудсмен Артем Хромов дал «Известиям».

— Уполномоченный по правам студентов в РФ должен доносить идеи Минобрнауки до студентов и предоставлять ведомству обратную связь. Получается, ты стал «рупором министерства»?

— Все мы свидетели того, как нагнетается обстановка, связанная с реорганизацией российских вузов, — прошло очень много уличных мероприятий с участием студентов. Я думаю, что министерство почувствовало, что необходим некий механизм взаимодействия со студентами, чтобы слышать «голос улиц» и решать острые студенческие проблемы. Моя цель — защита прав студентов, но я буду сверять часы с министерством.

— Похоже, что тебе придется сидеть на двух стульях — министерском и студенческом. Ты же не сможешь игнорировать указы ведомства?

— У меня уже есть понимание, чем и как я будут заниматься — свои программные требования я предоставлю министерству.

Во-первых, я готов защищать каждого конкретного студента, который сталкивается с бюрократической машиной. К примеру, ответы на жалобы, которые поступают в Рособрнадзор во время приемной кампании, в основном приходят, когда заканчивается прием в вузы. Большинство студенческих «писем надежды», поступающих в Минобрнауки, которые связаны с нарушением условий проживания в общежитиях или задержкой стипендий, переправляются по инстанциям обратно в вуз, где часто принимаются репрессивные меры по отношению к учащимся. Моя задача — защитить их и наказать тех чиновников, которые проигнорировали жалобы.

Во-вторых, я намерен исправить во многом неэффективную систему студенческого самоуправления. Мировой опыт показывает, что деятельность свободных университетских организаций при нужных административных и финансовых полномочиях позволят оперативно и эффективно решать проблемы учащихся. А сегодня студенческие советы или находятся под каблуком у администраций вузов, или не имеют реальных полномочий.

Третий пункт моей программы — законотворческая деятельность. Я считаю, что даже принятый закон «Об образовании» во многом ущемляет права и интересы учащихся. Я собираюсь организовывать сбор подписей в поддержку гражданских законодательных инициатив.

А первым делом я планирую встретиться со студентами учебных заведений, которым грозит реорганизация. Важно услышать мнение всех студентов и вместе с ними найти механизмы решения проблем, чтобы в дальнейшем предложить их министерству.

— Тогда поговорим о РГТЭУ. Министерство заняло очень жесткую позицию и, несмотря на забастовку студентов, не собиралось менять своего решения. Подобное может случиться и с РГГУ, ведь он также был признан неэффективным. Как ты сможешь помочь студентам?

— Нужно бороться с шарашкиными конторами, которые торгуют дипломами, прикрываясь вывесками «академия» или «университет». Но само слияние и поглощение вузов не говорит о том, что качество образования в них повысится. В этой связи я убежден, что важно пересмотреть критерии оценки эффективности вузов, а также добиться того, чтобы реорганизация образовательных учреждений сопровождалась публичным обсуждением программы развития вновь образованного вуза. Важно понимать: будет ли повышаться стоимость обучения, придется ли досдавать предметы и, собственного говоря, вырастет ли качество образования.

В случае ТГТУ и РГТЭУ проблем можно было избежать, если бы не было проигнорировано мнение студентов. Студентам никто не говорил о реорганизации, они узнавали об этом через «сарафанное радио» или СМИ. Им не дали никакой информации — ни о сохранении стоимости обучения, ни о количестве бюджетных мест. А когда ситуация вышла из-под контроля, стало понятно, что мирно решить назревшие проблемы не получится... В РГТЭУ и ТГТУ права студентов могли быть ущемлены...

— Каким образом? Студентам предложили получить более значимый диплом, сохранили условия оплаты... У них все остается по-прежнему, только название другое. Естественно, им придется больше заниматься, ведь, например, в РЭУ имени Плеханова уровень подготовки студентов объективно выше, чем в РГТЭУ...

— Реорганизация вузов происходила еще до завершения мониторинга их эффективности. Это иногда приводило к повышению стоимости обучения, отчислению студентов в связи с неуспеваемостью в освоении новых программ обучения, росту платы за питание в столовых и т.д. Понятно, что когда студенты других вузов узнавали об этом, они боялись и за свою судьбу.

— Вернемся к твоей должности. Планируется ли создание целого института уполномоченных по правам студентов, когда в каждом регионе будет свой омбудсмен, а ты будешь верхушкой вертикали власти?

— Мне часто задают вопрос: смогу ли я один защитить права миллионов студентов? В данном случае я готов согласиться с поговоркой «Один в поле не воин!». На встрече с министром я обязательно предложу создать институт уполномоченных в федеральных округах, а заодно провести демократические выборы органов студенческого самоуправления и студенческих омбудсменов в вузах. Я уверен, что это позволит оперативно и эффективно решать проблемы студенчества.

— Студенческие советы не существуют сами по себе и не могут пойти против воли руководства вуза, ведь участников протестных движений могут исключить. Ты рассчитываешь, что они будут отстаивать свои права перед сильными мира сего? Не верю, что они, например, придут к руководству с претензиями о распиле бюджета...

— Если ты не согласен с правилами игры и тебе не позволяет совесть поступаться интересами других студентов, то ты и не должен соглашаться на те условия, которые тебе ставят. Есть примеры эффективной работы студсоюзов, которым администрация вуза дает некий пакет полномочий для осуществления своей деятельности, что позволяет влиять на организацию учебной жизни и качество образования. Но проблема заключается в том, в большинство студенческих организаций — это фиктивные структуры, которые проводят «маевки» и студенческие дискотеки. 

В Госдуму было отправлено уже несколько законопроектов по студенческому самоуправлению, но они все время отклоняются. Я буду добиваться законодательного расширения административных и финансовых полномочий органов студенческого самоуправления.

— Тебе придется работать с депутатами, комитетом по образованию, Советом Федерации. В таких вопросах последнее слово всегда остается за «Единой Россией». И если твои инициативы им не понравятся, то их и принимать не будут. Что думаешь на этот счет?

— Надо убедить депутатов и чиновников в своей правоте, организовывая массовый сбор подписей в поддержку предлагаемых законодательных инициатив. Никто не отменял законные формы проведения мероприятий — начиная от круглых столов и заканчивая протестными акциями. Нужно использовать для достижения поставленных целей все возможности, разрешенные законом.

— Поговорим о новом законе «Об образовании». Было множество дискуссий на тему льгот, общежитий и т.д. Есть что сказать?

— Я считаю, что в новом законе были сокращены социальные гарантии государства учащимся. Взять, к примеру, отмену фиксированной платы за общежитие (тут мне будет интересна позиция министра на данный счет). В прошлом законе было прописано, что стоимость за проживание в общежитии составляет не более 5% от стипендии. Теперь это не так — ограничение снято, поэтому стоимость может быть значительно повышена! Важной проблемой является вопрос о стипендии, которая теперь почему-то будет назначаться исполнительными органами власти, а не законодателями. А почему ее не привязали к минимальному размеру оплаты труда, как обещали во время выборов? А будет ли она индексироваться ежегодно с учетом роста инфляции? Это только лишь часть вопросов.

— Твои полномочия распространяются на иностранных студентов?

— Да. Буду защищать права абитуриентов, студентов и аспирантов вне зависимости от национальности и вероисповедания. Вспоминаются недавние истории, когда студенты захватывали посольства в связи с тем, что не имели жилья, денег и не могли вылететь после окончания обучения на родину, где происходили революции.

— Будешь ли ты заниматься конфликтами на национальной почве?

— Есть определенные организации и структуры, которые этим занимаются. Если кто-то устроил дебош в общежитии, то нужно просто гнать его в шею и не смотреть на то, кто у него папа и на чем он ездит. В подобных ситуациях должна действовать неотвратимость наказания.

— Сейчас студенты часто выходят на различные митинги и порой «получают» от правоохранительных органов, иногда их даже увозят в отделение. Этим ты тоже будешь заниматься?

— Буду посещать все значимые массовые мероприятия, чтобы обеспечить соблюдение прав учащихся на организацию или участие в мирных уличных мероприятиях. Я также считаю важным проследить за тюремным заключением студентов, которые проходят по «болотному делу».

— Как ты относишься к проверке студентов на наркотики?

— Я против проведения тестирования учащихся на наркотики. В законопроекте, который сейчас рассматривается в Госдуме, не прописана мера наказания студентов, уличенных в употреблении наркотиков. Могут начаться повальные отчисления — и виноватых, и попавших под горячую руку. В результате на улице окажутся подростки, мечты которых рухнули как карточный домик, обиженные на общество они могут пуститься во все тяжкие.

Необходимо распространять ограничения на химические наркотические вещества, которые легально и в широком доступе продаются в «точках» около метро.

— Была ли у тебя уже личная встреча с Дмитрием Ливановым по поводу твоих будущих действий?

— Мы с министром периодически встречаемся на различных мероприятия. Но разговора тет-а-тет у нас не было.

— Как я понимаю, ты остаешься на посту главы Российского студенческого союза. Или будут какие-то изменения?

— Я участвовал в выборах как представитель организации и победил только благодаря поддержке РСС. Могу сказать, что в ближайшее время кадровые реформы в организации все-таки произойдут.

Комментарии
Прямой эфир