Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Военно-морской флот отказался от «Дюгоней»

Десантные катера на воздушной каверне вступили в строй с конструктивными ошибками
0
Военно-морской флот отказался от «Дюгоней»
Фото: wikipedia.org
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Главкомат ВМФ подготовил доклад на имя министра обороны Сергея Шойгу с просьбой закрыть проект новейших десантных катеров на воздушной каверне 21820 «Дюгонь». Военные моряки считают, что в проекте допущены серьезные конструктивные ошибки. Источник в ВМФ сообщил «Известиям», что позиция главкомата основана на докладах штаба Каспийской военной флотилии, где базируется один корабль.

— На Каспии у нас «Атаман Платов», а «Иван Карцов» будет спущен на Тихом океане. Еще три — на верфях в различной степени готовности. На строевом катере вследствие эксплуатации образовались трещины в кормовой части, швы корпуса не выдерживают движения на высокой скорости и расходятся, — поделился с «Известиями» офицер главкомата. 

По мнению моряков, проблемы возникли из-за неверного проектирования и сборки на судостроительном заводе. Эксплуатационная нагрузка на корпус превышает значения, заложенные в прочностные характеристики. Иными словами, конструкторы и корабелы рассчитывали один показатель сопротивления, а на деле вышел другой, более высокий. Из-за этого на высоких скоростях корабль «ловит волну» и подвергается сильному гидродинамическому удару, который может даже переломить его пополам.

Воздушная каверна — это динамическая разновидность воздушной подушки, где слой сжатого воздуха под днищем корабля возникает вследствие движения судна. Этим она отличается от статической воздушной подушки, где слой воздуха нагнетается вентиляторами. Благодаря пузырю значительно снижаются показатели трения, гидродинамическое сопротивление, скорость возрастает до 30–50 узлов.

Водоизмещение «Дюгоней» — 280 т, что немало для аналогичных кораблей. Помимо него, отечественный флот имеет восемь катеров серии 11770 «Серна». Они гораздо меньше — водоизмещением около 100 т — и заслужили похвалу моряков. Один из офицеров Балтийского флота, служивший на «Серне», отмечает ее надежность, скорость и мореходность.

— Проблем с катером никаких, кроме одной, маленький. Перевозит один танк или два БМП, а нам бы чего посолиднее. Жаль, что «Дюгонь» не понравился каспийцам, — сказал он «Известиям».

Оба проекта разработаны нижегородским Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева. Фактически «Дюгонь» — это увеличенная «Серна», способная поднять три танка или пять бронемашин. Почему в большом катере допущены конструктивные просчеты, моряки теряются в догадках. 

Ситуацию на условиях анонимности прояснил «Известиям» представитель оборонно-промышленного комплекса, участвовавший в проектах. По его словам, проблемы возникли еще на стадии производства. Заложенный в 2006 году «Атаман Платов» был передан флоту только в 2010-м, хотя за четыре года можно построить не то что 280-тонный катер, но и крейсер водоизмещением 25 тыс. т. Именно столько строился в советское время отечественный флагман «Петр Великий», подчеркивает источник.

Всему виной административно-хозяйственная неразбериха, говорит он. «Платова» построил нижегородский завод «Волга». «Ивана Карцова» заложили на «Восточной верфи» во Владивостоке, хотя должны были на «Волге». А следующие три катера проекта заложены на Ярославском судостроительном заводе.

— «Дюгони» должны строиться на одних и тех же производственных мощностях, и прыжки через всю страну проект гробят. Лучше всего для постройки подходит «Волга», где накоплен большой опыт по судам на воздушной подушке. А решение о переносе производства было принято по социально-политическим причинам, — сказал представитель ОПК. 

К моменту закладки «Ивана Карцова» в 2010 году на «Восточной верфи» возникли серьезные проблемы с заказами, а это одно из градообразующих предприятий Владивостока. Допустить социальную напряженность в городе, который готовился к саммиту АТЭС-2012, руководство страны не могло, поэтому постройку катера и перенесли сюда. Примерно такие же мотивы были при переводе производства в Ярославль, который менее благополучен, чем Нижний Новгород. 

— Проблемы «Атамана Платова» хорошо известны конструкторам. Но моряки могли бы учитывать, что это первый корабль проекта, у него «детские болезни», которые лечатся после дополнительных испытаний. Зачем сразу рубить сплеча? Ведь «Дюгони» нужны флоту, — утверждает собеседник «Известий».

С корабелами согласен вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. 

— Корабли на воздушной каверне, движущиеся со скоростью 50 узлов (90 км/ч), очень сложно поразить до момента высадки десанта. Если от них отказаться, то для выполнения десантных задач потребуется более массированное огневое подавление обороны, возрастут свои потери. Так что надо не отказываться от «Дюгоней», а обеспечить их доработку, — сказал эксперт «Известиям».

Первые суда с динамическим принципом поддержания строились на статических воздушных подушках с мощными вентиляторами и колоссальным расходом топлива. Суда на воздушной каверне более экономичны. В обоих типах днище имеет специальные обводы для удержания слоя сжатого воздуха. 

Комментарии
Прямой эфир