Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Россиянки стали чаще претендовать на должности в сфере IT
Общество
Синоптики спрогнозировали метель и снежные заносы в Москве 19 февраля
Общество
Россиян начнут предупреждать о рисках зависимости от азартных игр
Общество
Замсекретаря Совбеза РФ Гребенкин рассказал о вовлечении подростков в наркопреступность
Общество
Осужденные за мошенничество по делу Долиной попросили отменить приговор
Происшествия
Силы ПВО уничтожили несколько БПЛА в Ленинградской области
Мир
Polsat News сообщил о подготовительной работе Польши по репарациям от России
Мир
Аналитик Лейрос назвал Каллас главным защитником русофобии в Европе
Политика
Дмитриев указал на выгоду США в случае снятия антироссийских санкций
Общество
Замсекретаря Совбеза РФ Гребенкин рассказал об украинских кураторах наркосбыта
Общество
Банк России сообщил о популярности механизма самозапретов на кредиты
Мир
Посол РФ в Лондоне рассказал о давлении на торговых партнеров России
Общество
В Госдуме предложили расширить право многодетных семей на бесплатные лекарства
Мир
WSJ сообщила о полном выводе войск США из Сирии
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Экономика
В РФ начнут выпускать новые экологичные судовые двигатели
Мир
В Краснодарском крае локализовали возгорание на Ильском НПЗ после атаки ВСУ

Книги раздора

Политолог Авигдор Эскин — о том, кому больше всего повредит скандал вокруг библиотеки Шнеерсона
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Окружной суд Вашингтона постановил вчера, что правительство России должно выплачивать ежедневно движению любавических хасидов штраф в размере $50 тыс. покуда не вернет «библиотеку Шнеерсона». Эта уникальная коллекция включает около 12 тыс. книг и 50 тыс. ценных документов. Во время Первой мировой войны местечко Любавичи оказалось в зоне военных действий. Тогдашний глава этого движения перевез часть библиотеки в Москву, где доверил ее на хранение книжному складу Персица и Полякова. После прихода к власти большевиков библиотека была национализирована. Но не вся.

Часть библиотеки была вывезена в Нью-Йорк в канун Второй мировой войны. Со временем из-за нее разгорелся конфликт в самой хасидской общине.

Дело в том, что последний лидер движения, Менахем Мендел Шнеерсон, приходился зятем тому раввину Шнеерсону, которому изначально принадлежала библиотека. При этом американская часть коллекции находились в распоряжении семьи другого его зятя — раввина Шмарьягу Гурария, который также претендовал на титул нового любавического ребе. Поводом для перехода этой войны двух конкурентов в «горячую фазу» стала продажа ряда книг Барри Гурария, сыном Шмарьягу. Дело дошло до суда. И в январе 1987-го федеральный судья в Нью-Йорке Чарльз Сифтон вынес вердикт, что библиотека является собственностью движения, а не частным наследием. Это постановление и помогло сейчас хасидским адвокатам доказать окружному судье Ройсу Ламберту, что их официальная организация является единственным законным владельцем конфискованной библиотеки.

Однако весь вопрос в том, поможет ли это решение любавическому движению в России? Ведь уже с конца 1980-х годов хасиды предпринимают титанические усилия для овладения браздами правления еврейской религиозной жизнью на постсоветском пространстве. И в начале нулевых их усилия увенчались успехом, когда у основателя и первого президента Российского еврейского конгресса Владимира Гусинского возник серьезный конфликт с Кремлем. Российским властям понадобился влиятельный союзник в еврейской общине, в роли какового и выступил местный посланник любавического ребе Берл Лазар, успевший наладить довольно неплохие взаимоотношения с бизнесменами, близкими к так называемой «семье», вроде Льва Леваева, Бориса Березовского и Романа Абрамовича.

В итоге для власти созданная хасидами Федерация еврейских общин России (ФЕОР) стала ключевым представителем российских иудеев. А Лазар фактически сместил с поста главного раввина Адольфа Шаевича, руководившего еврейской общиной еще с советских времен.

Сложилась диковинная картина. Среди религиозных израильтян любавические хасиды составляют не более 2–3%. В США их позиции сильнее, но не намного. Эта группа отличается активностью, энтузиазмом и самоотверженностью. При всей своей малочисленности они умеют напоминать о себе повсеместно в странах диаспоры. Но в России они оказались правящим большинством. При этом, при всей важности их завоеваний, сегодня во всех городах страны не сыщешь и 2 тыс. соблюдающих Тору евреев. Но это не умаляет высокого политического и экономического статуса ФЕОР и близких к ней учреждений. Даже несмотря на выражаемое обитателями довольно высоких кабинетов недовольство тем, что лидеры ФЕОР чрезмерно ориентированы на США, где, собственно говоря, находится штаб-квартира любавического движения.

Теперь носители этих настроений получили дополнительный серьезный козырь. Ведь даже если руководству ФЕОР удастся продемонстрировать свою абсолютную непричастность к решению Окружного суда Вашингтона, трудно предположить, что российские власти не озаботятся поиском других союзников в еврейской общине.

Что же касается самих книг, то их конфискация едва ли может быть признана законной. Остается открытым вопрос о том, кому их надлежит передать и где хранить? Ультимативное требование перемещения их на территорию США может оспариваться с юридической точки зрения. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир