Новые станции метро поменяют названия

Правительство Москвы разрабатывает регламент присвоения названий станциям метрополитена. Об этом «Известиям» рассказал глава московского стройкомплекса Марат Хуснуллин. Документ необходим в связи с активным строительством подземки. До 2020 года в городе планируется ввести в эксплуатацию 64 новых станции.
По словам Хуснуллина, среди критериев, на которые станут опираться власти при выборе названий, могут быть ближайшие улицы или соседние станции метро. Кроме того, регламент позволит в дальнейшем избежать повторения скандальных случаев с внезапной сменой названия метро, как это было с «Алма-Атинской».
— Специалисты определят, будет ли станция названа в честь ближайшей улицы или, например, соседней станции, как это было с «Ясенево» и «Новоясеневской», — рассказал Хуснуллин. — Главным образом порядок станет применяться к строящимся станциям. Это позволит улучшить навигацию в городе и избежать ошибок, когда улица с каким-то названием находится далеко от одноименной станции.
К слову, в случае с «Алма-Атинской» — в районе новой станции метро действительно есть одноименная улица. Но она находится дальше от выхода из подземки, чем, к примеру, Братеевская и Ключевая.
Хуснуллин добавил, что сейчас порядок присвоения названий «исторический» и толком не прописан в нормативно-правовых документах. Согласно закону «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена Москвы», название должно «максимально соответствовать наименованиям наземных транспортных, природных, историко-культурных, градостроительных и иных значимых объектов города». При этом «каждое название станции метрополитена должно быть индивидуальным, отражать историческую и культурную самобытность города и соответствовать архитектурному облику станции».
Как рассказал зампредседателя комитета общественных связей Москвы Иван Серегин, название станций до ввода ее в эксплуатацию является рабочим и предлагается «Метрогипротрансом».
— Перед запуском объекта межведомственная комиссия по наименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена совместно с представителями общественности принимает официальное название станции, — пояснил Серегин. — Приоритетным критерием является то, как называются прилегающие к станции улицы.
Чиновник добавил, что все строящиеся и запланированные станции в обязательном порядке пройдут экспертизу, после чего станет ясно официальное название объекта. Скорее всего, ряд топонимов будет изменен, сказал Серегин.
— Например, станция «Алма-Атинская» изначально называлась «Промзона», за время до запуска успела сменить несколько названий, — отметил он. — Маловероятно, что новые объекты будут называться по имени района, ведь в одном районе может быть несколько станций.
Напомним, согласно перспективной схеме метро до 2020 года, предусмотрено порядка десяти станций, названных в честь районов, а не улиц. Среди них, в частности, станции «Солнцево», «Тропарево», «Некрасовка» и «Челобитьево». В то же время у экспертов практически нет претензий к топонимам третьего пересадочного контура. Единственное пожелание — сделать названия единообразными, отметил председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. Так, станцию «Стадион «Спартак» стоит или сократить до «Спартака», или переименовать «Динамо», соответственно, в «Стадион «Динамо». Депутат также подчеркнул, что ряд старых названий также требует пересмотра.
— В столичной подземке есть станции метро «ВДНХ» и «Библиотека имени Ленина», тогда как соответствующие топонимы в городе давно исчезли, — сказал он. — Не утихают споры по поводу целесообразности названия «Войковской». Противники переименования говорят, что это долго и дорого, что не помешало, к примеру, переименовать «Измайловский парк» в «Партизанскую».
Более того, переименования станций нередко нелогичны, убежден Москвин-Тарханов.
— Непонятно, зачем было переименовывать «Битцевский парк» в «Новоясеневскую», если пересадочная станция будет носить такое же название. Аналогичная ситуация со станциями «Выставочная» и «Деловой центр», — сказал он, добавив, что после разработки регламента Мосгордума планирует принять новый закон о присвоении наименований территориальным единицам, улицам и станциям метро.
Кроме того, по мнению Москвина-Тарханова, четкий регламент «позволит городским властям обезопасить себя и избежать повторения громких историй со сменой названия станций». Депутат привел в пример недавний случай с присвоением конечной станции Замоскворецкой линии названия «Алма-Атинская».