Кремль по пунктам ответил на критику правительства
Даже после подписания президентом Путиным «закона Димы Яковлева», запрещающего усыновление российских сирот американцами, борьба вокруг документа в высших эшелонах власти не стихает. У противников закона в правительстве остается надежда на то, что он будет признан противоречащим международным обязательствам России. В Кремле аргументы противников считают несостоятельными.
В распоряжении «Известий» оказалась служебная переписка, в которой сотрудники администрации обстоятельно отвечают на возражения членов кабинета министров (в числе противников закона оказались вице-премьер Ольга Голодец и четыре министра).
Ранее «Известия» сообщали о письмах Голодец и замминистра иностранных дел Сергея Рябкова, отправленных в администрацию президента соответственно 24 и 25 декабря. В них содержались замечания к «закону Димы Яковлева».
Спор о Семейном кодексе
Авторы писем указывали, что одобренный депутатами закон противоречит Семейному кодексу, а также нарушает Конвенцию о правах ребенка и Венскую конвенцию о праве международных договоров. Кроме того, считают в правительстве, принятие «закона Димы Яковлева» повредит сотрудничеству Москвы и Вашингтона в области законодательства и правоприменительной практики в сфере усыновления.
Кремль в служебной переписке, оказавшейся в распоряжении «Известий», парирует: п. 4 ст. 124 Семейного кодекса России, который формулирует условия усыновления детей иностранцами, не противоречит принятию поправок. Сами поправки, считают в Кремле, не меняют общие условия усыновления детей иностранцами.
«Запрет на усыновление для США носит исключительный характер и обусловлен необходимостью предотвращения участившихся случаев нарушения прав и интересов российских детей, причинения вреда их здоровью, повлекшего в ряде случаев смерть», — пишут в АП.
Кремль объяснил закон правом на оперативную реакцию государства на нарушения прав россиян за рубежом.
Спор о международных конвенциях
Далее администрация президента отвечает на упреки в нарушении Конвенции ООН по правам ребенка от 20 ноября 1989 года, разрешающей усыновление детей иностранцами. В Кремле положение конвенции трактуют как опциональные.
Следующий аргумент Голодец — поправки нарушают Венскую конвенцию о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, касающиеся невыполнения государством-участником указанной конвенции. В АП уверяют, что принятый ФЗ вопросы выполнения или невыполнения международных договоров не затрагивает.
Спор о контроле за правами усыновленных
Последний аргумент вице-премьера — потерю контроля за уже усыновленными детьми в США вследствие разрыва российско-американского соглашения об усыновлении — Кремль также не считает серьезным. По сведениям российского посольства в США, ратификация соглашения не принесла «конкретных позитивных результатов» в этой сфере, утверждают в администрации президента.
Кремль предлагает создать в США некоммерческую организацию, которая займется привлечением американских специалистов для оказания юридической, психологической, социальной и образовательной помощи российским детям в США, «оказавшимся в трудной жизненной ситуации». НКО можно разместить в пригороде Вашингтона, в штаб-квартире Национального центра США по поиску пропавших и эксплуатируемых детей и Национального совета по усыновлению, предлагают в администрации президента.
Фонд предположительно будет существовать на средства российского бюджета и пожертвования россиян и американцев. Как подчеркивают в Кремле, посольство России в США уже готово проработать создание НКО с заинтересованными органами и организациями в США.
Последний шанс противников
— Это не письмо, а служебная переписка, которая не планируется к публикации, — рассказал «Известиям» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. — Перед тем как подписать закон, эксперты представляли свое заключение, аргументы. И так как поступили возражения от вице-премьера, эксперты их, естественно, проработали.
В аппарате вице-премьера Ольги Голодец отметили: тот факт, что президент уже подписал указанный закон, и является ответом Кремля на их возражения.
— Само письмо с аргументами администрации президента до нас еще не дошло, — пояснил пресс-секретарь Ольги Голодец Алексей Левченко.
Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский в разговоре с «Известиями» отметил, что ответное письмо из АП может быть попросту отражением позиции идеологов нормативно-правового акта, а шумиха вокруг «закона Димы Яковлева» способна привести к дальнейшим столкновениям между между чиновниками правительства и администрации президента.
— Это может вылиться в конфликт в исполнительной власти, потому что многие чиновники всё еще выступают против закона, — предсказывает политолог. — Ссылка на то, что международные соглашения, подписанные Россией, противоречат закону, являются последним шансом не выполнять его даже после подписания президентом.
Заместитель директора Центра политической информации Анна Лунева считает, что обмен письмами между Кремлем и Белым домом — просто политическая игра, в ходе которой оппоненты стараются как можно больнее «ужалить» друг друга и при этом набрать популярности.
— Элемент противостояния между Кремлем и правительством есть. Но заботятся скорее о том, чтобы набрать политические очки. Своей громкой критикой министры не добились ничего, и они знали это заранее. И то, что администрация президента ответила на письмо Голодец, — только часть политической игры, жертвами которой стали дети, — считает Лунева. — Да и сама вице-премьер, хотя и раскритиковала запрет на внешнее усыновление, не предложила никаких действенных механизмов по решению проблемы.
Еще до подписания закона президентом 28 декабря против поправок к нему выступали глава МИДа Сергей Лавров, министр финансов Антон Силуанов, министр по связи с Открытым правительством Михаил Абызов, министр образования Дмитрий Ливанов и вице-премьер Ольга Голодец.
Публично Кремль ответил на критику Голодец 25 декабря. Вице-премьера раскритиковал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отметивший, что «не всегда приятно узнавать о служебной переписке из СМИ», а точку зрения вице-премьера поддерживают не все представители правительства. 26 декабря за своего зама вступился премьер-министр Дмитрий Медведев. Он объяснил, что Голодец заранее предупредила его о своем письме президенту России Владимиру Путину. Как указал Медведев, он сам, будучи юристом, ознакомился с письмом, а также привлек к делу профессионалов.
«Закон Димы Яковлева» стал ответом российских законодателей на утвержденный Госдепартаментом США «список Магнитского» — перечень российских чиновников, которым запрещен въезд на территорию США и чьи банковские счета там будут заморожены. Поправки к нему запрещают американцам усыновлять российских сирот.