«Автотору» Владимира Щербакова дадут новые льготы
Калининградский «Автотор» со своим партнером в создании автомобильного кластера — канадским концерном Magna — просит правительство дополнить ранее заключенное соглашение о промышленной сборке. В частности, условия «спящего» соглашения Magna, активированного в июне этого года, не предполагали беспошлинного ввоза сваренных и окрашенных кузовов. Об этом рассказал «Известиям» гендиректор «Автотора» Александр Сорокин.
Между тем, по информации «Известий», вице-премьер Аркадий Дворкович в этом месяце поручил Минэкономразвития и Минпромторгу проработать совместно с «Автотором» меры поддержки автокластера. Как следует из протокола совещания у Дворковича (есть у редакции), помимо беспошлинного ввоза кузовов холдингу могут установить исключительные железнодорожные тарифы и субсидировать перевозку машин, собранных в Калининградской области, в другие регионы страны.
Сейчас предприятия, входящие в холдинг «Автотор», работают в условиях особой экономической зоны (ОЭЗ). По этим условиям предусмотрен беспошлинный ввоз комплектующих, в том числе сваренных и окрашенных кузовов, до 1 апреля 2016 года. Затем в силу вступит «спящее» соглашение Magna о промышленной сборке от 2008 года, к которому «Автотор», по сути, присоединился в июне этого года. Так называемый режим промсборки предполагает главным образом льготные ставки таможенных пошлин на ввоз автокомпонентов. Сейчас дорабатывают меры поддержки «Автотора», которые будут работать после 1 апреля 2016 года. Гендиректор ООО «Автотор холдинг» Александр Сорокин подчеркнул, что наложения льгот по особой экономической зоне и соглашению о промышленной сборке не произойдет, так как одни льготы заменяют другие.
— Но условия нашего соглашения не предусматривают беспошлинного ввоза сваренных и окрашенных кузовов, поэтому мы с нашими партнерами попросили правительство его дополнить. В частности, сейчас рассматривается возможность использования нашими предприятиями сваренных и окрашенных кузовов, ввозимых для промсборки, в производстве автомобилей. Сейчас обсуждается, при каких условиях это может быть достигнуто, — объяснил Сорокин.
На совещании у Аркадия Дворковича речь шла о том, что беспошлинный ввоз для калининградского кластера может быть организован при условии сохранения уровня локализации.
— Налаживание производства кузовов фигурирует как обязательное условие соглашения о промсборке, поэтому часто соблюдения этого условия достаточно, чтобы достичь требуемой степени локализации. По этому пути пошел Ford, который наладил производство кузовов в России, — рассказывает ведущий аналитик «Автостата» Андрей Топтун. По его словам, сейчас ввозные кузова облагаются пошлиной в районе €5 тыс. без учета стоимости изготовления, поэтому их ввоз без льгот делает производство нерентабельным.
На данный момент «Автотор» смог достичь лишь 15-процентного уровня локализации. К 2018 году холдинг с партнерами (GM, BMW, Kia, Opel, Hyundai) договорился создать несколько новых автомобильных заводов полного цикла. Кроме того, будет создано еще 15 заводов по производству автокомпонентов. Таким образом, «Автотор» планирует увеличить мощности с нынешних 220 тыс. до 350 тыс. машин в год. К 2016 году будет построена первая очередь на 200 тыс. автомобилей, к 2018-му добавят еще 150 тыс. единиц.
— У нас есть модели, которые выпускаются в небольших объемах, но у них есть общие детали, компоненты, узлы и агрегаты. Например у BMW пятой и седьмой серий много общих деталей. У третьей и пятой серий есть модификации Gran Turismo, имеющие общие узлы и агрегаты, у них разные кузова, но поскольку объем продаж и выпуска небольшой, сварочная линия не успеет окупиться, в связи с чем для этих моделей экономически нецелесообразно производить сварку и окраску, — объяснил Сорокин. — В дальнейшем общий объем производства комплектующих вырастет. Кроме того, детали и запасные части возможно будет поставлять на другие предприятия, вплоть до экспорта. Увеличение общего объема производства комплектующих повысит экономическую эффективность локализации.
Помимо беспошлинного ввоза кузовов «Автотор» попросил у правительства субсидии на перевозки автомобилей из Калининградской области в другие регионы страны. На данный момент холдинг не имеет субсидированных перевозок и работает по тарифам с понижающим коэффициентом 0,78, тогда как другие игроки автоотрасли имеют тарифы с коэффициентом 0,44. При этом в Калининградской области топливо и электроэнергия дороже, чем в других регионах, сетует Сорокин. Вопрос предоставления из федерального бюджета субсидий организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей поручено проработать Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину.
По мнению ведущего аналитика «Автостата» Андрея Топтуна, на фоне предстоящего снижения пошлин на ввоз новых автомобилей до 15% (к 2019 году) «Автотору» будет выгоднее возить новые автомобили из Европы.
— Серьезных вложений в производство нет, чтобы горевать о том, что получится. Я считаю, что возить машины из Европы «Автотору» будет выгоднее, чем иметь проблемы со сборкой в России, — говорит Топтун. — Вообще сейчас «Автотор» как участник ОЭЗ получил некое конкурентное преимущество перед другими, из-за чего многие участники автомобильного рынка недовольны. Те автоконцерны, которые имеют серьезное производство в России, говорят о том, что это несправедливо, когда «Автотор» работает на особых условиях, за счет чего может делать цены на свои машины интереснее, чем у других. В конкурентной борьбе это преимущество, которое создано нашим правительством.
Владимира Щербакова обвиняют в подозрительно отличных отношениях с властью с середины 1990-х, когда тот добился от правительства Виктора Черномырдина госкредитов на стройку автосборочного завода в калининградском анклаве. Личное состояние Щербакова к настоящему времени оценивается приблизительно в $600 млн.
Впрочем, аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов пояснил, что выделение льгот на развитие в Калининградской области автомобильного кластера вполне закономерно.
— Правительство заинтересовано в том, чтобы в определенных регионах развивалась промышленность. Чтобы стимулировать производителей и заниматься автопроизводством в регионе, предоставляются определенные льготы, так как продать 300 тыс. машин на территории Калининградской области невозможно. Убивать в этом регионе автомобильное производство было бы не совсем правильно, поэтому было найдено компромиссное решение с предоставлением мер поддержки. После подписания новых соглашений о промсборке были заявления о том, что больше ничего подписывать не будут, но мы знаем, что и с Fiat велись переговоры о строительстве в Калининградской области завода с предоставлением определенных льгот.