Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

75% акций «Яндекс.Деньги» обошлись Сбербанку в $60 млн

Как сообщается в пресс-релизе компании «Яндекс», в совете директоров у Сбербанка будет три представителя, у «Яндекса» — два. Сделка будет завершена весной 2013 года
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сбербанк купил платежную систему «Яндекс.Деньги». Днем об этом в своем Twitter со ссылкой на президента банка Германа Грефа cообщил главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Вечером договор между сторонами был подписан.

В рамках сотрудничества Сбербанк приобретает три четверти доли в уставном капитале «Яндекс.Деньги» за $60 млн. При этом «Яндекс» сохраняет блокирующий пакет (25% плюс один рубль). Возглавит совместное предприятие Евгения Завалишина, нынешний руководитель «Яндекс.Деньги». В состав совета директоров войдут три представителя Сбербанка России (Денис Бугров, Виктор Орловский и Александр Торбахов) и два представителя «Яндекса» (Аркадий Волож и Евгения Завалишина).

Завершение сделки планируется на I квартал 2013 года. На данный момент все ключевые условия согласованы. Срок закрытия зависит от выполнения обычных для подобных сделок процедур, включая получение необходимых одобрений от регуляторов. Советниками Сбербанка по сделке были Sberbank CIB (финансовый советник), White & Case (юридический советник), KPMG (прединвестиционная финансовая, налоговая, коммерческая и ИТ-проверка). Советники «Яндекса» — Morgan Stanley (финансовый советник), WilmerHale и Ласета Партнерc (юридический советник).

В 2011 году рынок электронных денег достиг 125 млрд рублей. В этом году его объем может вырасти вдвое, прогнозируют эксперты. Платежная система «Яндекс.Деньги» входит в тройку основных игроков на рынке, наряду с Qiwi и WebMoney (по данным ассоциации «Электронная коммерция», на эту тройку приходится 85%). У лидеров электронные деньги к оплате принимают до 4 тыс. интернет-магазинов. Основной статьей дохода операторов электронных денег являются комиссионные, уплачиваемые пользователями при трансакциях.

Сбербанк осознанно, с пониманием входит на рынок, и его интерес к одному из лидеров — компании «Яндекс.Деньги» — вполне понятен, говорит президент НП «НПС» Андрей Емелин. Выход на рынок электронных денег для банков — это способ привлечения новых клиентов и повышения лояльности существующих, отмечает эксперт. При этом он добавляет, что Сбербанк собрался сократить время завоевания рынка путем приобретения действующего игрока, а не развивая собственную платежную систему.

До покупки «Яндес.Деньги» Сбербанк проявлял интерес к приобретению RBK Money, которая была продана миноритарному акционеру РБК Андрею Морозову.

В сентябре этого года компания «Яндекс.Деньги» получила лицензию Центробанка на осуществление операций небанковской кредитной организации (НКО). Платежной системе поисковика пришлось стать НКО в связи с требованиями закона «О национальной платежной системе», который обязывает все системы электронных денег с 29 сентября работать либо как НКО, либо как банки. Ранее в качестве одного из вариантов, который позволял бы «Яндекс.Деньги» соответствовать законодательству, рассматривались также либо привлечение стратегического партнера, либо покупка доли в банке.

Впоследствии глава «Яндекс.Деньги» Евгения Завалишина объясняла, что лицензия банка будет слишком тяжеловесной для платежной системы, которая не собирается заниматься кредитованием. При этом руководитель уточняла, что решение стать НКО не отменяло планов по поиску стратегического партнера.

«Яндекс.Деньги» являются крупнейшей в России платежной системой. Исследование TNS показало, что в сентябре 2011 — феврале 2012 года этой платежной системой воспользовались 2,1 млн человек.

Комментарии
Прямой эфир