Экс-директор Гуантанамо нашел себя в «списке Димы Яковлева»
Российские законодатели еще только принимают симметричный ответ на подписанный в США «акт Магнитского», но де-факто Госдепартамент и МИД уже ведут «визовую войну» против некоторых иностранных чиновников. Об этом «Известиям» рассказали собеседники в Госдуме и МИДе.
Запреты начались в 2011 году, когда Госдеп США объявил о том, что ограничит въезд нескольким десяткам сотрудников МВД, ФСБ, ФНС, Генпрокуратуры и ФСИН, причастных к «делу Магнитского». Россия немедленно дала свой ответ. В мидовском черном списке оказался экс-директор американской военной тюрьмы Гуантанамо, которому отказали в получении российской визы, рассказал «Известиям» глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков. Источник «Известий» в МИДе уточнил, что инцидент произошел еще в конце 2011 года.
— Этот человек перешел на работу в Пентагон и некоторое время назад должен был приехать в Россию. Но поскольку он находится в этом списке, то его в страну не пустили, — отметил парламентарий, затруднившись назвать фамилию «потерпевшего».
Коллеги Пушкова подтвердили, что слышали об инциденте, но также затруднились назвать, какого именно из бывших руководителей Гуантанамо не пустили в Россию. По словам первого зампреда международного комитета Думы Вячеслава Никонова, основанием для отказа в визе стало «нарушение прав человека», к которому причастен чиновник. Он лишь отметил, что после ухода с поста директора Гуантанамо военный «был назначен в российский департамент Пентагона».
«Известия» изучили биографии всех бывших руководителей тюрьмы американской базы на Кубе, где содержатся лица, подозреваемые в терроризме, сотрудничестве с «Аль-Каидой» и других преступлениях, и выяснили, что указанным критериям соответствует лишь предпоследний директор — контр-адмирал ВМС США Джеффри Харбесон.
Согласно данным из открытых источников, он был назначен командующим объединенной оперативной группой Гуантанамо (о. Куба) в конце июня 2010 года и прослужил там до августа 2011 года. Проследить его карьерный путь после ухода с этого поста не удалось, однако спустя полгода после командировки на Кубу (февраль 2012 года. — «Известия») он занял пост замдиректора по военно-политическим вопросам Европы, НАТО и России, стратегическому планированию и политике управления. Такая информация приводится в его послужном списке на официальном сайте ВМС США. В его обязанности входит подготовка рекомендаций по определению политической позиции в вопросах, касающихся Европы, Евразии и НАТО, которую он докладывает директору по стратегическому планированию и политике, а также председателю Объединенного комитета начальников штабов.
— Мы не раскрываем имена людей, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию. — Сообщили «Известиям» в департаменте информации и печати МИД.
Руководителям Гуантанамо, Абу-Грейб (Ирак) и других секретных тюрем в Россию путь заказан даже в том случае, если их фамилии в «список Димы Яковлева» не попадут, пояснил «Известиям» депутат фракции КПРФ Василий Лихачев. Причина в том, что органы российской исполнительной власти «считают их причастными к нарушению общепризнанных прав и свобод человека».
— Здесь фишка состоит в том, что этот сюжет резко политизировали и сказали: вот так и так, у вас есть такие плохие дяди и тети, которых мы не пустим, — говорит депутат.
Любому государству не нужно принимать специальных законов, поскольку власти могут отказать во въезде в страну иностранному гражданину без объявления причин, соглашается Леонид Калашников.
— Это уже чистая политика — как бы побольнее пнуть друг друга. И у нас то же самое, только у американцев возможностей больше. Могут счета арестовать, — рассуждает депутат.
Юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский скончался в больнице СИЗО «Матросская Тишина» 16 ноября 2009 года. 14 декабря 2012 года президент США Барак Обама подписал так называемый акт Магнитского. Российские парламентарии обещают принять ответный «список Димы Яковлева» до конца года.