«Аэрофлот» хочет заработать на разгоне птиц в аэропортах
«Аэрофлот» закупает технологию, которая избавит авиаторов от попадания птиц в двигатель самолета, что периодически приводит к катастрофам. Новый способ обеспечения «орнитологической безопасности» изобрели и запатентовали в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА) — ученые уверены, что их электромагнитные излучатели надежно распугают всех птиц в окрестностях аэропортов.
— Это оригинальный способ, который заключается в электромагнитном воздействии на мозг птиц. На первом этапе ученые разрабатывали этот способ на собственные средства, дальнейшие работы будут выполняться по заказу «Аэрофлота», — заявил «Известиям» ректор МГТУ ГА Борис Елисеев.
Суть метода — в электромагнитном облучении насиженных птицами мест в дециметровом и оптическом диапазонах. По мнению авторов изобретения, это ослепит пернатых и вызовет панику среди них. А самое неприятное для птиц и эффективное для борьбы с ними — использование электромагнитных колебаний на частотах, на несколько см проникающих в биологические ткани. Этот способ вызывает повышение температуры тела пернатых: они сначала начинают испытывать дискомфорт, а затем и боль, что заставляет их улетать и не возвращаться. «Бить» излучатели будут на растение до 1 км, рассматриваются стационарные и мобильные варианты установки.
Сейчас в аэропортах, чтобы отпугивать птиц, используют главным образом акустические средства: воспроизводят крики птиц, сигнализирующие об опасности. Кроме того, с полей отпугивают грызунов, которые, в свою очередь, привлекают птиц. Но все эти методы оказываются недостаточными. Птицы постепенно привыкают к тревожным звукам, а в российских аэропортах ежегодно несколько случаев столкновения самолетов с птицами и по несколько десятков таких случаев — за пределами ответственности аэропортов.
Так в апреле прошлого года в двигатель аэробуса A-319, который принадлежит «Аэрофлоту», выполнявшего рейс Москва – Пермь, попала птица. Экипажем было принято решение вернуться. В мае этого года сразу два пассажирских Airbus столкнулись с птицами при взлете и посадке в «Шереметьево». Оба самолета смогли благополучно приземлиться. В июне Boeing-737 при посадке в аэропорту Пулково едва не задел крылом стаю птиц. А в октябре, в Омске стая птиц попала в правый двигатель заходившего на посадку «Аэробуса-319», летевшего из Москвы.
Были случаи, когда птицы попавшие в двигатели самолетов, становились причиной гибели людей: в ноябре 2008 года в Подмосковье из-за столкновения с пернатыми произошло крушение самолета АН-12 — погиб весь экипаж. Большое количество птиц в районе аэропорта Шереметьево и Домодедово специалисты связывают с несанкционированными свалками, расположенными поблизости.
В «Аэрофлоте» подтвердили готовность к сотрудничеству с университетом. Договор на исследования по разработке мобильной системы, обеспечивающей «чистоту орнитологической обстановки в аэропортах РФ», находится на стадии подписания. По данным «Известий», сумма договора на исследовательскую работу составит 20 млн рублей, после чего может быть заключен новый договор на изготовление промышленного образца.
При этом авиакомпания не сможет самостоятельно бороться с птицами — это зона ответственности аэропортов. Зато «Аэрофлот» сможет на этом заработать. Как сообщил «Известиям» советник гендиректора «Аэрофлота» по науке и инновациям Андрей Полозов-Яблонский, речь идет о дальнейшей передаче прав на интеллектуальную собственность третьему лицу. Здесь возможны разные варианты.
— Мы вкладываемся в разработку — это будет нематериальный актив на нашем балансе. Дальше нужно заинтересовывать производителя, который мог бы наладить выпуск продукции и предлагать ее потребителям, прежде всего аэропортам. Мы будем получать либо роялти от использования наших разработок, либо некую венчурную прибыль. Мы можем войти в стартап, а потом его продать, либо просто продать технологию с премией производителю, — объясняет коммерческий интерес Полозов-Яблонский. — Когда система будет внедрена, мы также избавим себя от убытков, связанных с птицами. При всех случаях столкновения с ними на взлете, самолет возвращается для тщательного обследования.
По мнению Полозова-Яблонского, не исключено, что экспертный совет по инновационной продукции при Минтрансе будет рекомендовать аэропортам использовать эти устройства. Он также рассчитывает, что метод может войти в список сертификационных требований к аэропорту по обеспечению орнитологической безопасности.
В международном аэропорту Шереметьево готовы испытывать разработки ученых, но деньги платить пока не готовы.
— Мы готовы тестировать любые системы, которые на бесплатной основе нам предоставит пост тестирования, и мы периодически это делаем. На протяжении последних пяти лет не было случаев, которые приводили бы к серьезным последствиям. Но понятно, что нужно делать так, чтобы птицы вообще не попадали. Нужно отметить, что сейчас заметно улучшилась орнитологическая ситуация в регионе — гендиректор аэропорта Шереметьево добился закрытия огромной свалки бытовых отходов, которая привлекала стаи птиц к аэропорту, — прокомментировал идею начальник пресс-службы Международного аэропорта Шереметьево Роман Генис.
Физиологи к идее отнеслись настороженно, считая, что необходимо тщательно изучить воздействие волн, разгоняющих птиц, и на человека.
— Говорить, что это однозначно безопасно для человека, нельзя, не зная конкретных характеристик, — говорит вице-президент РАМН, председатель Сибирского отделения Российской академии медицинских наук Любомир Афтанас. — Все эти виды излучения обладают в той или иной мере различными эффектами воздействия на живой объект. Но какой именно будет эффект, можно сказать, только исследовав прибор.