Преображенский и Семеновский полки предлагают сформировать в МВД
На прозвучавшее в среду предложение Владимира Путина воссоздать Преображенский и Семеновский полки первыми отреагировали бывшие военачальники. Экс-начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии запаса Юрий Балуевский заявил «Известиям», что их базой должны стать внутренние войска МВД. По его мнению, в Минобороны после реформы Сердюкова нет достойных громкого имени частей.
— Если и осталась еще военная организация в стране, то это внутренние войска МВД. В Вооруженных силах полков, по моему мнению, уже не осталось, — сказал Балуевский.
Бывший замминистра обороны СССР генерал армии в отставке Виктор Ермаков считает, что полки должны базироваться в Санкт-Петербурге, так как их исторические предшественники в Москве были лишь сформированы, а затем 200 лет квартировали на Неве.
— Возрождать надо в Петербурге. Скажем, на площади, где расстреливали декабристов, с одной стороны казарма Семеновского полка, с другой — Преображенского. В пригороде Сертолово сейчас есть учебный центр Минобороны, а под Выборгом в поселке Каменка — 138-я мотострелковая бригада. Эта бригада может стать Преображенским полком, а ближайшая часть в Псковской области — Семеновским. Или дать эти имена двум частям учебного центра в Сертолово, — говорит Ермаков.
Напомним, что в ходе реформы Анатолия Сердюкова и Николая Макарова российская армия перешла на трехзвенную систему управления: оперативное командование — бригада — батальон. Дивизии и полки сохранились только в воздушно-десантных войсках Минобороны и внутренних войсках МВД. С формальной точки зрения только для них не понадобится делать исключения, переформировывая бригады в дивизии.
Генерал Балуевский уволен со службы именно при Сердюкове. Генерал Ермаков, первый командующий 40-й армией на войне в Афганистане, ушел в отставку еще в 1991 году по обвинению в сотрудничестве с ГКЧП. Сейчас он председатель общероссийской организации ветеранов ВС при Минобороны, а Балуевский — член военного совета Минобороны с совещательным голосом. Так что оба бывших военачальника остаются влиятельными фигурами в военном ведомстве.
Сам военный совет хотя и является совещательным органом, но нередко принимает принципиальные решения по военному строительству, организации войск и другим важным вопросам. Скорее всего, готовить предложения для исполнения поручения верховного главнокомандующего будет именно военный совет.
Если суммировать предложения Балуевского и Ермакова, то выбирать верховному главнокомандующему нужно из 110-й специальной бригады, 63-й бригады по охране важных гособъектов и спецгрузов, военного института внутренних войск в Санкт-Петербурге, 33-й оперативной бригады ВВ в Лебяжьем и учебного полка в Лемболово Ленинградской области.
Действующие военачальники по понятным причинам не спешат с предложениями. Командующий воздушно-десантными войсками генерал-лейтенант Владимир Шаманов заявил «Известиям», что десантников украшает скромность и они равные среди равных.
— Если будет поручение министра, мы обязательно рассмотрим, какие части больше других достойны носить исторические названия. Достойные части и командиры есть не только в ВДВ, но и у мотострелков, моряков, летчиков. У всех есть гвардейские части и соединения, то есть наиболее испытанные и боеспособные войска. Нам в ВДВ удается поддерживать преемственность, сохранив дивизии, советы ветеранов, другие атрибуты войск, — сказал Шаманов.
Осторожен и начальник пресс-службы ВВ Василий Панченков. В интервью «Известиям» он напомнил, что с историческими воинскими частями их роднит только тот факт, что центральное региональное командование ВВ находится недалеко от Преображенской площади в Москве.
— Мы преображенцы только в этом смысле, а еще в том, что у нас берегут традиции. Например, сохранили память Дзержинского. Любой гражданин назовет отдельную дивизию оперативного назначения (ОДОН) дивизией Дзержинского. Военным историкам нужно вникнуть в вопрос, проследить историю прославленных полков, сделать вывод, какая часть может считаться правопреемницей. Президент послал хороший сигнал военным историкам, — считает Панченков.
Еще в 1992 году власти новой России предполагали воссоздать Преображенский и Семеновский полки на базе дивизии имени Дзержинского и даже вернуть им исторические казармы между станциями метро «Преображенская площадь» и «Семеновская». Однако идея тихо сошла на нет из-за сложностей с освобождением зданий, занятых множеством госструктур, в том числе НИИ психиатрии и изолятором «Матросская тишина».
У каждого лейб-гвардии полка было несколько знамен, которые менялись с течением времени. Например, знамя Преображенского полка образца 1742 года сейчас хранится в Эрмитаже. Другой стяг в был передан в середине XX века оставшимися в живых преображенцами на хранение в часть-побратим — Колдстримский полк английской Королевской гвардии. В Эрмитаж четыре года назад были переданы фрагменты еще одного флага, часть которого в 1918 году группа офицеров зарыла на территории Спасо-Преображенского собора в Петрограде. Другую часть преображенцы разорвали на клочки для личного хранения.
Два знамени Семеновского полка образца XVIII века также хранятся в Эрмитаже. Два года назад на пожаре в здании Всероссийского реставрационного центра имени Грабаря сгорело знамя полка времен Петра I.