Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ нанесли удары по объектам ВСУ на правом берегу Днепра
Общество
В России дефицит водителей грузовиков достиг 25%
Общество
Уровень воды в реке Тобол в Кургане за сутки снизился до 920 см
Общество
Собянин сообщил о бесплатной парковке в Москве в праздничные дни
Происшествия
В Новосибирской области в ДТП с грузовиком и автобусом пострадали четыре человека
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали об освобождении Ласточкино в ДНР
Общество
В России не хватает вакцин от инфекционных заболеваний для собак и кошек
Армия
Минобороны рассказало о создании «защитного купола» над Запорожской областью
Мир
Зеленский указал на возможную неоднозначную реакцию на исход конфликта с РФ
Мир
Bloomberg узнало о желании Франции ввести новые антироссийские санкции
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Общество
МЧС РФ заявило о контроле за лесными пожарами из космоса и с воздуха
Происшествия
В Тюменской области сотрудники МЧС России предотвратили прорыв дамбы
Общество
Вильфанд спрогнозировал июньскую погоду в Москве в ближайшие дни
Армия
В России создают серию плавучих дронов для подрыва мостов
Мир
Посол Антонов назвал ложью обещания Киева не применять ATACMS по территории РФ

Новые зоны комфорта

Железнодорожные вокзалы должны стать визитными карточками России
0
Новые зоны комфорта
Фото: РИА Новости
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Кинотеатры, супермаркеты, арт-зоны, рестораны, гостиницы, химчистки – эти и многие другие объекты социальной инфраструктуры уже в обозримом будущем появятся на российских железнодорожных вокзалах. Сегодня они буквально переживают второе рождение: из залов ожидания стремительно уходят бомжи и попрошайки, а с территорий – нелегальные палатки и бомбилы. О новом лице отечественных вокзалов обозревателю «Известий» Марии Егоровой рассказал начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов.

Не секрет, что наши вокзалы долгое время вызывали не самые радостные ассоциации: грязь, толкучка, бомжи, шаурма… Сколько времени реально нужно, чтобы исправить си­ту­ацию?

Начнем с того, что я не соглашусь такой оценкой. Негативный образ, который, может быть, у кого-то в сознании и присутствует, очень субъективен. Вокзалы, построенные нашими предками, характеризуют не только колорит территории и олицетворяют историю, но и выглядят прекрасно. Я много езжу по стране и не скажу, что вокзалы у нас неухоженные. Другое дело – их соответствие современным требованиям. С этим действительно были проблемы. Поэтому сейчас у нас реализуется программа реконструкции и развития инфраструктуры вокзалов.

Ее основные задачи: обеспечение комплексной безопасности, формирование комфортной инфраструктуры, которая позволяет предоставить качественные услуги как технологического, так и коммерческого характера. С этой целью мы сформировали сетевые проекты, теперь привлекаем крупнейших сетевых операторов в области создания и развития услуг. Помимо этого, формируя и воссоздавая облик объектов, мы подчеркиваем их исторический колорит и тем самым гармонично воссоздаем ту инфраструктуру, которая, как нам кажется, задумывалась архитекторами в тех регионах, где эти проекты были реализованы.

Сейчас в стадии завершения программа по реконструкции вокзалов московского узла. Она подразумевает полное технологическое перевооружение, реставрацию памятников архитектуры, создание комфортных и качественных услуг, связанных с обслуживанием пассажиров. До конца этого года мы закончим работы на Рижском, Павелецком и Савеловском вокзалах, а все объекты будут реконструированы в 2013 году. Следующий этап – питерские и другие крупные региональные вокзалы.

Вы сказали, что планируете расширять спектр услуг, которые можно будет получить на вокзалах. О чем конкретно идет речь?

Наша основная задача в рамках реконструкции и последующей эксплуатации объектов – добиться, чтобы современный железнодорожный вокзал, как целевая модель, стал транспортным узлом с общественно-деловой функцией. Это значит, что пассажир должен иметь возможность получить здесь не только любую транспортную, но и любую коммерческую, технологическую или деловую услугу. Это и торговля, и питание, и финансовые, социальные, бытовые услуги. Находясь на вокзале, человек не должен испытывать неудобства ни в чем. На сегодня у нас более 20 направлений коммерческих услуг, которые мы развиваем для комфорта потребителей, пытаемся предусмотреть все возможные потребности.

Насколько комфортно будет на обновленных вокзалах людям с ограниченными возможностями? Что делается для создания безбарьерной среды?

Так как Россия подписала Конвенцию ООН по правам инвалидов, РЖД уделяет особое внимание работе по обеспечению доступности инфраструктуры для маломобильных групп граждан. У нас реализуется масштабнейшая программа, причем мы берем в расчет не только инвалидов. Маломобильным является любой человек, который испытывает проблемы с передвижением: это и беременные женщины, и пожилые люди. Такая задача – необходимость сегодняшнего дня. Поэтому, воплощая в жизнь любой проект, мы создаем хоть минимальные удобства для маломобильных категорий населения. Особое внимание уделяется вопросам доступа к инфраструктуре сферы услуг – санитарным комнатам и медицинским пунктам. Задача сложная даже для такой крупной компании, как РЖД, поэтому задействованы все силы. В качестве полигона пилотного проекта был выбран Рижский вокзал Москвы. Но так как программа федеральная, в дальнейшем мы ее реализуем на всех наших объектах.

А ответственность за безопасность на вокзалах тоже входит в вашу компетенцию?

Да. Задача не простая, поэтому в работе принимают участие все заинтересованные и ответственные службы. В первую очередь это сотрудники полиции, работающие как на досмотровых участках, так и на самих вокзалах, и сотрудники охранных предприятий. Обеспечение комплексной безопасности – важнейший сегмент в любом проекте.

Вокзалы уже сейчас кардинально отличаются от того, что было несколько лет назад. Но предела совершенству нет, так что мы постоянно работаем в этом направлении: занимаемся техническим перевооружением, решаем вопросы физической безопасности. Например, у нас создана интегрированная комплексная система безопасности (ИКСБ), которая позволяет с помощью современных средств контролировать и при необходимости предотвращать правонарушения. Система включает в себя функции видеонаблюдения, пожарно-охранной и технологической безопасности, системы доступа и оповещения. Сейчас правоохранительные структуры могут оперативно использовать эту систему. Если нарушения уже зафиксированы, сотрудники правоохранительных органов и охранных предприятий, с которыми мы работаем, имеют возможность оперативно на них реагировать. Изображение с видеокамер, установленных на вокзалах и привокзальных территориях, поступает на монитор в дежурную часть в режиме реального времени. Таким образом, риск возникновения разных внештатных ситуаций снижается в разы. Программа масштабная, в этом году в ней задействовано уже 160 вокзалов.

Какие задачи поставила перед вами столица, когда в прошлом году передала в аренду РЖД привокзальные территории?

Мы договорились, что будем использовать их в первую очередь для предоставления качественных услуг и обеспечения безопасности. Основные проблемы, которые долгое время существовали на привокзальных территориях, – это несанкционированная уличная торговля и стихийные парковки, мешающие нормальному движению пассажиров. Поэтому, согласовав необходимый план мероприятий, мы очистили их от объектов торговли, освободив десятки тысяч квадратных метров площадей. На сегодняшний день все коммерческие структуры, которые работали на привокзальных территориях, либо нашли свое место в инфраструктуре РЖД, либо перестали заниматься здесь этой деятельностью.

Торговля на привокзальных территориях запрещена и в новых проектах даже не предусматривается. Конечно, это было непросто – проблемы возникали очень серьезные, никто просто так не хотел уходить. Но мы все решали в правовом поле и действовали в полном соответствии с действующим законодательством, выполняя задачу, которую поставило перед нами руководство страны и города. Также мы обеспечили техническую безопасность на привокзальных территориях, внедрили большое количество современных технических средств, что дало нам возможность в разы сократить правонарушения.

А вот проблема стихийных парковок пока еще не в полной мере решена. Люди по-прежнему паркуются под запрещающими знаками, хотя уже есть возможность оставлять автомобили в положенных местах. Мы вместе с московскими коллегами спроектировали и реализовали мероприятия по транспортным схемам: создали специальные парковочные зоны и площадки для остановки и стоянки. Уже организовано 12 автоматизированных плоскостных парковок с общим количеством 660 машино-мест. Теперь уже совместно с правоохранительными структурами пытаемся организовать автолюбителей, чтобы они не нарушали правила движения.

Созданы условия и для таксомоторов: любой легальный перевозчик получает специальную карточку, которая дает ему возможность бесплатно проехать на привокзальную парковку для такси и предложить услуги для перевозки пассажиров. Принцип примерно тот же, что в аэропортах.

Регионы пока не готовы передать вам привокзальные территории?

Готовы. Сейчас то же самое планируется в Санкт-Петербурге и многих крупных городах России, где мы либо уже забрали привокзальные территории, либо забираем. На них мы также убираем торговые объекты, создаем периметр безопасности, комфортные транспортные схемы, чтобы людям удобно было подъезжать, отъезжать и находиться рядом с железнодорожным вокзалом. Проблемы везде одинаковые, но в Москве масштабы гораздо серьезнее, поэтому в регионах их значительно легче решать.

Мы также работаем в рамках программы реконструкции и строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Ежегодно у нас выходит более 20 проектов на территории Российской Федерации. Основная задача – предоставить на базе железнодорожных вокзалов комфортные услуги пассажирам любого вида транспорта: железнодорожного, автомобильного, авиационного. Мы проектируем ТПУ так, чтобы создать инфраструктуру, которая позволит решить ряд транспортных проблем в регионе, связанных с передвижением внутри города, с подъездом, отъездом от населенных пунктов.

В последнее время московские вокзалы часто становятся площадками для проведения различных мероприятий. Как вы думаете, почему они все интереснее для людей культуры и искусства?

Потому что слово «вокзал» произошло от «вокальный зал». Старинные вокзалы строились именно как вокальные залы, где проводились культурные мероприятия, концерты, балы. Первый вокзал в Санкт-Петербурге – Павловский – так и назывался музыкальным. Сам Штраус дал там два концерта! Думаю, более яркой оценки современной инфраструктуре через исторические традиции не придумаешь. Поэтому сейчас реализуется много проектов культурной направленности. С нами работают известнейшие российские и мировые звезды. Например, недавно на Казанском вокзале состоялся концерт Юрия Башмета. Также в рамках фестиваля «Черешневый лес» там проходил модный показ Жан-Поля Готье. И на других вокзалах постоянно проходят разные концерты, выставки, модные дефиле, флешмобы, социальные мероприятия в поддержку семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Мне кажется, если мировые и российские звезды выступают на площадках вокзальной инфраструктуры, это свидетельство того, что наши объекты на сегодняшний день приобрели новое звучание и жизнь. Важно и то, что таким образом мы даем возможность не только мэтрам почувствовать качество, но и тем, кто пришел насладиться искусством.

Появятся ли в России новые вокзалы?

Да. У нас в активной разработке сейчас более 40 проектов в России, в первую очередь в Екатеринбурге и Перми. В Москве сейчас проектируем Курский вокзал. Это будет совершенно новый вокзал, останется только историческая часть. У нас работают крупнейшие специалисты в области проектирования и строительства транспортных узлов из Азии, Франции, Германии, Италии, Испании. Все они очень хорошо отзываются о наших вокзалах и подтверждают, что наша инфраструктура не хуже, чем европейская.

Комментарии
Прямой эфир