Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Пин-ап — это как посмотреть старое кино»

Валерий Барыкин — о жанре, придуманном как ерническая шутка, а ставшем изысканным винтажем
0
«Пин-ап — это как посмотреть старое кино»
Фото из личного архива В. Барыкина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В галерее VP Studio открылась выставка «Советский пин-ап». Стиль, возникший в середине прошлого века в США и возведший во главу угла изображение милой, пышнотелой девушки, «снятой» с моделей Бетти Грейбл и Бетти Пейдж. В России этот жанр представлен работами нижегородского художника Валерия Барыкина. Девушки, рожденные в 1930-е, нашли свое место в буднях великих строек. Единственный российский пин-ап художник встретился с корреспондентом «Известий» Алексеем Певчевым.  

— Откуда вы узнали об этом стиле?

— О пин-апе мне стало известно до внедрения в нашу жизнь глобальной Сети. Сейчас легко получить любую информацию, а тогда приходилось за нее бороться. Помню, кто-то принес большой альбом с пин-апом, который я выпросил на пару дней домой, где переснял все страницы. Тогда я познакомился с великолепными мастерами стиля — Джилом Эльвгреном, Варгасом, Сораямой, Мак Гиннисом.

— Ваш пин-ап явно смыкается с лубком и плакатным соцреализмом.

— Я думаю, все может смыкаться и пересекаться, если на то есть желание и воля художника и есть силы убедить зрителя, что так оно и должно быть. А также немного усидчивости. Чтобы добиться этой убедительности, нужно потратить немало времени.


— Глядя на ваши работы, понимаешь, что русские реалии гармоничны в пин-ап преломлении. Была ли какая-то конкретная ситуация, побудившая вас к работе в этом жанре?

— Возможно, толчком послужила работа в газете, где я освоил компьютер и фотошоп. Приходилось делать много коллажей на различные темы, тогда же я сделал свой первый коллаж в стиле «советский пин-ап»: вклеил методом фотошопа эльвгреновскую красотку в соцреалистический плакат и придумал слоган. Получилось неплохо. Первые мои работы в этой стилистике были коллажами и уже тогда приобрели некую популярность. 


— Данная стилистика имеет характер некоего контркультурного стеба?

— Мне бы не хотелось, чтобы первоначально элемент контркультурного стеба превратился в явление нетипичное для нашей страны. Современным художникам, за исключением единиц, стало не свойственно вообще заниматься рисованием или живописью, особенно в реалистичной манере и с передачей характера персонажей, эмоций. Это оказалось в прошлом или стало характерно только для иллюстраторов. Люди не перестали любить такой подход в изобразительном искусстве, вот мне и показалось возможным таким методом напомнить о чем-то забытом, добром. Пин-ап — это как посмотреть старое кино.


— Пин-ап — легкое и беззаботное искусство, и представить ваших героинь в  экстремальных ситуациях сложно. Именно поэтому они живут, как правило, в «беззаботных» советских временах?

— Пока мне удобно существовать в стиле ретро. Он так и просится, чтобы над ним пошутили. Современный мир циничен и груб, а юмор здесь жесткий или даже жестокий.

— В пин-апе гипертрофированная сексуальность — один из важнейших моментов, но ведь есть грань, за которую нельзя выйти?

— По-моему, гипертрофированная сексуальность свойственна настоящему времени, а в пин-апе эротика всегда органична. Вульгарные картинки с гипертрофированной сексуальностью рисовать мне не хочется. Этим продуктом и так весь интернет забит. Думаю, что в любом виде искусства не помешает иметь чувство меры. Хотя меня тоже частенько обвиняют в вульгарности, и, наверное, это тоже субъективно.


— Лозунги и призывы на ваших картинках в основном ернические и относятся к временам «развитого социализма», а нет ли идеи каким-то образом привязать их к нашему времени или все это останется на уровне этакого арт-винтажа?

— У меня часто просят мои плакаты, чтобы повесить их в офисах или на производстве, видимо, считают, что они подходят и к сегодняшнему дню. Ерничанье над советской эпохой обусловлено отчасти моим личным переосмыслением прожитого. Как один из возможных результатов  — серия работ в стиле советский пин-ап.



— Кто покупает ваши работы и поступали ли вам заказы на картины, причем заказчик диктует и сюжет?

— Покупают разные люди. Есть заказы картин в масле на эту тематику. Плакат «Передавай свой опыт молодым!» выполнен маслом по холсту по заказу телеведущего Андрея Малахова. Как-то в нашу небольшую галерею в Нижнем Новгороде заходил в гости режиссер Андрей Звягинцев. Он приобрел несколько работ. Часто просят нарисовать себя персонажами плакатов и картин, но мне это не очень интересно.


— Есть ли еще художники, работающие в этом жанре?

— Если и есть, я не знаю таковых. 


— Как вы думаете, «пин—ап» есть ли будущее у этого жанра или все-таки все это останется на уровне такого милого ретро с элементами современной игры?

— Думаю, что стиль может развиваться. Временные рамки это условность. Главное, чтобы интуиция не подвела.



Комментарии
Прямой эфир