Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Общество
Матвиенко предложила провести «Десятилетие семьи» в России
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Михаил Барышников представил Нью-Йорку свою коллекцию живописи

С директором Пушкинского музея Ириной Антоновой достигнута договоренность о показе выставки в Москве, сказал «Известиям» директор ABA Gallery Анатолий Беккерман
0
Михаил Барышников представил Нью-Йорку свою коллекцию живописи
Фото предоставлено ABA Gallery
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На выставке «Искусство, с которым я живу» в нью-йоркской ABA Gallery представлена коллекция Михаила Барышникова, прежде широкой публике не известная. 

Собиратели изобразительного искусства обычно обуреваемы двойственными чувствами. С одной стороны, им хочется регулярно предъявлять миру свои сокровища, с другой же, они склонны оберегать приватную сторону жизни от посторонних глаз. Знаменитый танцовщик и хореограф Михаил Барышников до последнего времени такого противоречия в себе не ощущал. Для него коллекционирование всегда оставалось делом глубоко личным, совсем не публичным. И хотя его собирательский стаж насчитывает свыше трех десятилетий, о существовании этой страсти мало кто догадывался. Однако рано или поздно публикация должна была состояться: такова логика развития практически любой коллекции. 

Едва ли кого-то удивит, что внимание Барышникова приковано в первую очередь к театральной графике — эскизам сценографии и костюмов или же вольным скетчам по поводу различных постановок. Не покажется странным и то, что ядро коллекции составляют работы художников из России. Хотя Михаил Барышников давным-давно, с момента своего нашумевшего невозвращения из гастрольной поездки в 1974 году, ощущает себя гражданином мира, всё же его отношение к родине можно считать особым.

Это проявилось и при выборе произведений для коллекции: в ней преобладают русские имена — Сергей Судейкин, Александр Яковлев, Павел Челищев, Филипп Малявин, Наталия Гончарова, Александр Бенуа. Впрочем, многие из авторов, представленных в собрании Барышникова, были эмигрантами, как и он сам. Вектор коллекционирования все равно уходит в сторону космополитизма, что подчеркивается присутствием графики прославленных французов — Рауля Дюфи и Жана Кокто. Рисунки последнего, кстати, некоторым образом закольцовывают «русскую тему», поскольку в них в качестве персонажей фигурируют Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский. 

Выставка в ABA Gallery привлекла внимание многих нью-йоркцев, и не только выходцев из России. Барышникова хорошо знают и ценят в Америке, так что его коллекция интересна здесь многим. Но вполне вероятно, что эта экспозиция не останется сугубо заокеанским сюжетом. В выходе ее на международный простор, в частности, заинтересован и владелец ABA Gallery Анатолий Беккерман.

— Считаю, что собрание Михаила Барышникова замечательное и выражает внутренний мир владельца, обычно закрытый от окружающих. Барышников весьма бережно относится к своему увлечению. Ему и в голову не приходило афишировать эту коллекцию. Но первый шаг сейчас сделан, и я надеюсь, что вскоре последуют и другие. В частности, я разговаривал с Ириной Александровной Антоновой насчет показа выставки в Пушкинском музее. Принципиальная договоренность достигнута, осталось решить организационные вопросы, — сказал «Известиям» г-н Беккерман.

Если бы собрание Барышникова ограничивалось только балетной спецификой или даже общетеатральными мотивами, оно бы и в этом случае представляло немалый интерес, поскольку здесь встречаются вполне раритетные образчики жанра — упомянем хотя бы эскизы сценографии от Николая Рериха или костюмные рисунки Александра Бенуа. Однако коллекционер не замыкается в цеховых рамках, ему важны любые художественные жесты, в той или иной степени совпадающие с его внутренними ощущениями.

От субъективности тут, конечно, никуда не деться: это собрание не претендует на системность. Абстракции Анатолия Зверева соседствуют с жутковатыми гуманоидами Олега Целкова, а тонкие акварельные пейзажи Николая Лапшина, видного представителя довоенной «ленинградской школы», едва ли не контрастируют с нарочито приземленными бытовыми сценками ленинградского же нонконформиста-шестидесятника Александра Арефьева.

Общим знаменателем во всех случаях выступает личность самого Михаила Барышникова. Не посягая на научность, он своим выбором формирует прихотливый контекст, в котором любое произведение приобретает новое, порой неожиданное, звучание.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир