Журналистам могут закрыть вход на судебные процессы
Госдума разработала закон об ограничении работы СМИ во время судебных процессов. Документ предоставляет судьям право сделать процесс закрытым от прессы по своему усмотрению. Сейчас служители Фемиды имеют право лишь удалить конкретных журналистов (как и других участников), которые мешают ведению процесса. Полностью закрыты лишь те процессы, которые касаются гостайны.
— Как ожидается, законопроект официально поступит в наш комитет в ближайшее время, — говорит зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев (КПРФ).
При этом в КПРФ выступают против идеи.
— Это недопустимо, так как граждане должны иметь информацию о том, что происходит в рамках судебных заседаний. Во многих случаях репортажи журналистов — единственная возможность воздействовать на суд для обеспечения проведения судебных заседаний в рамках приличия и вынесения законных вердиктов, — подчеркивает Соловьев.
Знают о подготовке законопроекта и в «Справедливой России».
— В случае поступления такого законопроекта мы будем выступать против. Сейчас я особенно подчеркну, что никакого отношения к законопроекту не имею, — заявил «Известиям» депутат Дмитрий Гудков.
В «Единой России» пока отказываются от комментариев. Глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин, его первый заместитель Вячеслав Лысаков и вице-спикер Госдумы Сергей Железняк отказались обсуждать законопроект до его официального внесения. Такую же позицию заняли в ЛДПР.
В мире существуют страны, в которых у судей есть такие же права — например, в Великобритании, рассказывает доцент кафедры теории политики МГИМО Кирилл Коктыш. По его словам, там прессу не пускают на процесс, чтобы материалы СМИ не влияли на присяжных, склонив их к тому или иному мнению. Однако к российской действительно данная норма не имеет никакого отношения.
— В рамках отечественного судопроизводства нужно решать более важные задачи — глобальное реформирование системы. Ограничение коммуникации этому не поможет, — подчеркнул он.
— Проблема существует, так как никто, согласно современному законодательству, не может предрешать решение суда, а СМИ не могут призывать к принятию какого-либо решения, — признает судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин также видит смысл в законопроекте.
— Действительно, во время процесса над Pussy Riot на суд оказывалось сильнейшее давление. Регламентировать порядок информационного оповещения о ходе судебного заседания необходимо. Нужна ясность вопроса. Это признак цивилизованности, — говорит он. В противном случае, утверждает эксперт, каждый адвокат или наблюдатель сможет получать политические дивиденды на резонансных делах.