Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Дума поправит закон «О федеральной контрактной системе»

В распоряжении «Известий» оказались поправки, призванные заменить «закон о госзакупках»
0
Дума поправит закон «О федеральной контрактной системе»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Арутюнов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Во втором чтении антикоррупционного законопроекта «О федеральной контрактной системе» (пройдет 14 декабря) Госдума внесет в проект документа три существенные поправки. Как рассказал «Известиям» руководитель рабочей группы депутат-единоросс Игорь Игошин, речь идет об антидемпинговых мерах, изменении процедур упрощенных закупок и расторжения контракта.

Всего, по словам Игошина, в профильный комитет поступило 762 поправки.

— Было подготовлено две таблицы поправок, одна на утверждение, другая на отклонение, которые комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству сначала рассмотрит и утвердит, а затем вынесет на обсуждение всей палаты, — пояснил он.

По словам Игошина, ряд одобренных группой поправок носят ярко выраженный антикоррупционный характер.

В частности, ко второму чтению существенные изменения может претерпеть статья об антидемпинговых мерах.

Напомним, что в принятом в первом чтении варианте предусматривалось, что участник, снижающий цену более чем на 25%, должен будет предоставить конкурсной комиссии соответствующие обоснования, например дополнительные документы.

Однако, по мнению Игошина, такой подход оставляет пространство для коррупционных рисков.

— Он позволяет организаторам торгов, в случае если цена завышена, отсекать добросовестных поставщиков, предлагающих продукцию по реальной цене, признавая их документы недостаточно обоснованными, — отмечает он.

По словам депутата, участник, предложивший такое резкое снижение, должен будет вместо обоснования предоставить повышенное в 1,5 раза обеспечение исполнения контракта. В этом случае из процедуры убирается субъективизм, а добросовестные участники не будут отсекаться, говорит парламентарий.

Его поддержал другой участник рабочей группы, единоросс Виктор Климов. Он считает, что увеличение финансовой гарантии — более эффективный инструмент, так как «не допустит к исполнению контрактов производственно несостоятельных поставщиков». Согласно предложенной поправке, в случае неисполнения или несвоевременной поставки они понесут большие материальные убытки.

Депутат также отметил, что порог демпинга в законопроекте остается на уровне 25%.

Глобальные изменения в законе коснутся и процедуры упрощенных закупок — так называемых закупок IV квартала.

Напомним, что в первом чтении версия законопроекта предполагала использование этой процедуры для закупок, которые нужно провести до конца финансового года по ускоренной схеме (либо в случае признания торгов несостоявшимися).

Как пояснил Игошин, уже в ходе рассмотрения этого вопроса стало ясно, что недобросовестные заказчики могут ее использовать, намеренно оттягивая начало процесса закупок, а затем (в IV квартале) проводя их по упрощенной, гораздо менее защищенной от коррупции процедуре.

— Рабочей группой предложен жестко ограниченный, закрытый перечень закупок, которые могут проводиться по процедуре «запроса предложений». Ее применение ко всем закупкам IV квартала рекомендуется исключить, — заявил Игошин.

В комитете уточнили, что до 30 декабря по ускоренной процедуре провести конкурс можно только на оказание преподавательских услуг физическими лицами, лечение гражданина РФ за границей, на заключение контракта на поставку спортинвентаря, необходимого для подготовки спортивных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также на осуществление закупок посольствами и консульствами (если цена не превышает 3 млн рублей) и заключение договора на поставку энергоснабжения, купли-продажи электрической энергии.

— Все остальные закупки в PV квартале упрощенно провести будет нельзя. За несколько дней до конца года чиновникам не разрешат закупать ковровые дорожки или новые машины. Это надо будет проводить по обычной, а не упрощенной процедуре, — пояснили в комитете по экономической политике.

Кроме того, изменения должна претерпеть и процедура расторжения контракта. Рабочая группа рекомендует усилить ее, требуя от заказчика получения независимого экспертного заключения.

Игорь Игошин уточнил, что законопроектом о ФКС вводятся возможности одностороннего расторжения контракта. Эта процедура в действующем (№ 94-ФЗ) законе не предусмотрена. На сегодняшний день госзаказчики в случае неисполнения поставщиками своих обязательств вынуждены годами расторгать контракты. Между тем с ее введением у недобросовестных заказчиков появляется возможность для вымогательства под угрозой расторжения контракта.

— Во избежание этого мы рекомендуем ввести в процедуру расторжения контракта независимую экспертную организацию, которая будет давать заключение о неисполнении поставщиком обязательств. Оно и станет основанием для принятия решения об одностороннем расторжении контракта, — заявил он.

Виктор Климов рассказал, что данный вопрос вызвал большую дискуссию — «детализация этого вопроса будет определяться постановлением правительства».

В свою очередь, либерал-демократ Владимир Семенов подверг последнюю поправку  критике.

— Закон без схемы реализации — это всего лишь «дорожные карты», когда вроде всё правильно написано и логика есть, но без проработанных деталей, как закон они не работают, приходится дорабатывать или принимать дополнительные поправки, — заявил он.

Комментарии
Прямой эфир