Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин принял в Кремле главу МИД Кубы Бруно Родригеса Паррилью
Общество
Путин намерен 19 февраля созвониться с Набиуллиной
Политика
В Госдуме отреагировали на заявление Эстонии о ядерном оружии НАТО в стране
Общество
Россиян предупредили о мошеннических схемах перед 23 Февраля и 8 Марта
Общество
Задержан замглавы Новороссийска Роман Карагодин
Общество
Пропавшие в Петербурге сестры найдены вместе с матерью во Владимирской области
Мир
МИД Украины оскорбился из-за ответа Венгрии на прекращение транзита по «Дружбе»
Общество
Губареву грозит штраф до 50 тыс. рублей по статье о дискредитации армии
Общество
В Зеленодольске завершили разбор конструкций и расчистку снега после обрушения
Мир
Сийярто указал на отсутствие вреда для Венгрии от шантажа Киева
Армия
Силы ПВО сбили 120 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Путин назвал неприемлемыми новые ограничения против Кубы
Мир
Президент Армении попал в курьезную ситуацию с включенным микрофоном в Греции
Мир
Российский флаг появился на трибунах во время матча Канады и Чехии на Олимпиаде
Новости компаний
Глава ПСБ оценил успехи в борьбе с кибермошенничеством
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились

Жизнь гения воссоздали фотографии, рисунки и рукописи

На выставке «Павел Флоренский — русский Леонардо» представлены уникальные материалы из семейного архива
0
Жизнь гения воссоздали фотографии, рисунки и рукописи
Фото: mamm-mdf.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Выставка в Московском Доме фотографии открывается портретом Флоренского работы Владимира Комаровского (1883–1937). Художник будет расстрелян в один год со своей моделью, только случится казнь не в Ленинграде, где оборвется жизнь священника Павла Флоренского, а в Бутово.

Сам же портрет был создан, видимо, в Загорске, где Флоренский жил долгие годы.

География его жизни напоминает о жизни странника. Уроженец села Евлах, ныне находящегося на территории Азербайджана, Павел Флоренский (1882–1937) рос в Тифлисе, учился в Москве в университете на физмате, затем в духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Там же, в Сергиевом Посаде, переименованном в Загорск, он и прожил с семьей большую часть жизни. В 1934 году, после второго ареста, был отправлен в Амурскую область, где работал на опытной мерзлотной станции, а оттуда — на Соловки, где работал в лаборатории по добыче йода и агар-агара из морских водорослей.

О научных изысканиях автора важнейшего богословского труда «Столп и утверждение истины» рассказывают многие экспонаты. Показывают, в частности, образцы красителей для ткани из коллекции Флоренского, его брошюру «Диэлектрики и их техническое применение». Есть также изданные им «Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда» (1910) и «Математическое доказательство необходимости бытия Божия» Рене де Клере (1915).

Второго такого разностороннего гения в русской истории вряд ли найти. Название выставки — «Павел Флоренский — русский Леонардо» — не кажется преувеличением.

— Научное наследие о. Павла дешифровано сегодня в достаточно малой степени, — сказал «Известиям» доктор геолого-минералогических наук Павел Флоренский, внук о. Павла. — Он сам считал, что его начнут понимать где-то через полвека. Но, увы, наука начинает понимать только тогда, когда она начинает понимать. Сейчас производство агар-агара идет по той же методике, что он придумал, но только заново открытой. А в электротехнике его идеи растворились. Мерзлота — то же самое. Они вместе с Каптеревым оживили найденных рачков и ящериц. Перед войной появилась целая серия фантастических романов о том, как можно заморозить человека, а потом его оживить.

Для понимания трудов и дней о. Павла важную роль сыграет его шеститомная биография, подготовленная в издательстве «Городец» игуменом Андроником (Трубачевым). На вернисаже представили первый том, посвященный генеалогии рода, детству и юности Павла Флоренского.

Ценны и экспонаты из музея-квартиры мыслителя в Москве. Небольшой музей редко доступен публике, так что явление фотографий и рисунков из его архива — уникальное событие. Показывают и рукописи знаменитых работ «Иконостас» и «Обратная перспектива», а также написанного в тюрьме на Лубянке пророческого трактата «Предполагаемое государственное устройство в будущем» (1933). Экспликация (настенные пояснения на Волхонке подробны и содержательны) напоминает позицию Флоренского, которую и сегодня разделяют не все: «Государство не должно связывать свое будущее с догнивающим клерикализмом, но оно нуждается в религиозном углублении жизни и будет ждать такового».

Важнейшее место среди экспонатов занимают семейные снимки, сделанные в комнатах и во дворе посадского дома в 1920-е — начале 1930-х годов.

Фотографированием увлекался еще отец Флоренского, увлечение передалось внукам. Так оказались запечатлены счастливые дни счастливой жизни. Взрослых здесь связывали с детьми далеко не формальные отношения.

Эти отношения не возникают из пустоты. Как вспоминал о. Павел, в семье родителей, где не говорили о деньгах и жалованье, не обсуждали проблем и щекотливых ситуаций других, не вводили запретов на темы или слова. «Суть религиозного воспитания заключалась в сознательном отстранении каких-бы то ни было, положительных или отрицательных, религиозных воздействий извне, в том числе и от самих родителей. Никогда нам не говорили, что Бога нет или что религия — суеверие, или что духовенство обманывает, как не говорилось и обратного». Для Флоренского эта свобода выбора — важнейшее условие взросления. Для потомков — еще один важный урок «русского Леонардо». Хотя к чему сравнения? Пора уже просто: Флоренский.

Выставка открыта до 16 декабря.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир