«Треть рабочих мест в Москве уже занимают мигранты»
В начале декабря в Москве пройдет Международный урбанистический форум. О том, какие вызовы стоят перед современным мегаполисом, почему нужно увеличить налоги для владельцев нескольких квартир и как бороться с миграцией градостроительными методами, в интервью «Известиям» рассказал заместитель мэра по экономическим вопросам Андрей Шаронов.
— Андрей Владимирович, что можно назвать главной темой урбанистического форума?
— Повестка дня для Москвы меняется не так уж и быстро. Главную тему форума можно сформулировать так: «Город, удобный для жизни». Столице надо постепенно уходить от имиджа мегаполиса, удобного только для зарабатывания денег. Нужно переставать мыслить советскими категориями групп, коллективов и начинать думать о каждом конкретном жителе.
Конечно, каких-то быстрых радикальных изменений ожидать не следует. Тем не менее Москва начинает звучать как город, который серьезно интересуется новыми тенденциями пространственного расселения, готов отказываться от старых практик создания жилых или промышленных резерваций.
— Если не в сторону резерваций, то в каком направлении должна развиваться промышленность в Москве?
— Оптимальной моделью развития видится идея смешанного пространства. К примеру, на территории ЗИЛа уже в будущем году планируется запустить производственные площадки таких компаний, как Fiat, Hyundai и Iveco. В то же время там будут представлены и рекреационные зоны, и образовательные центры. Главная прелесть этого места и многих других промышленных зон — набережные, которые сейчас, к сожалению, совершенно не обустроены, захламлены и в целом недоступны для людей. Этот козырь также надо активно использовать, очищая набережные и превращая их в общественные пространства.
Определена судьба промзоны «Москвич», где функционирует крупнейший в стране технополис. Уже сейчас на территории бывшей промзоны существует 209 тыс. кв. м готовых площадей, из которых 35 тыс. кв. м занято резидентами. Там же находится огромное производство «Автофрамоса», где собираются автомобили Renault. В перспективе 0,3 млн кв. м промышленных площадей будет выделено под высокотехнологичные компании.
— Какую роль в современной Москве должны играть частные инвестиции?
— Основную. Городу надо продолжать работу над привлечением частных инвестиций. К счастью, сейчас крепнет идея развития общественных пространств, это интересно и властям, и бизнесу, и простым москвичам. Так, например, есть группа инвесторов, которые хотят сделать арт-квартал вдоль Яузы. Это 300 га застройки конца XIX — начала XX века. Эту протяженную зону планируется идеологически объединить, а в дальнейшем — растянуть вдоль Москвы-реки до «Лужников» и парка Горького. В нее можно включить Третьяковскую галерею, Кремль, можно организовать судоходное движение по Яузе, в общем, оживить пространство.
Понятно, что инвестору надо как можно быстрее построить дом и продать его. Но этот дом должен логично вписаться в общественную зону, а не противоречить окружающей среде. К счастью, город начинает отходить от слепой погони за инвесторами. Мы отказались от инвестиционных контрактов на строительство почти 8 млн кв. м. Город осознанно не получил огромные суммы, так как понимает, что цена этих денег слишком высока.
— Каковы ближайшие планы городских властей по поводу строительства жилья?
— Мы живем в ситуации старого Генплана, по которому к имеющимся 400 млн кв. м недвижимости необходимо было построить еще 200 млн кв. м. Столица постепенно превращалась в выгодную стройплощадку, и, по сути, мало кого волновало, как в условиях переуплотненного города можно жить, работать, учиться и передвигаться. Я с удивлением узнал, что за последние 20 лет в центре Москвы было построено больше недвижимости, чем за всё советское время!
Безусловно, нам нужны новые градостроительные документы. Это не только Генплан, разработать который планируется к концу 2014 года, но и мастер-план, который также предполагается создать для Москвы. От Генплана он отличается меньшей детализацией и большей вариативностью, поскольку предусматривает несколько сценариев развития города.
Также идет работа над стратегией развития московского региона до 2025 года. Этот документ будет тесно связан и с Генпланом, и с мастер-планом. Стратегия — скорее идеологическая основа, определяющая, какой Москва станет в будущем и какими градостроительными инструментами этого можно добиться.
— И что это за инструменты?
— Сначала нужно понять, каким мы хотим видеть город, какова, к примеру, должна быть структура миграции. Сколько доступного жилья мы должны строить, чьими силами — достаточно ответить на эти вопросы, чтобы понять, как отрегулировать число мигрантов, приезжающих в Москву. Напомню, что в столице сейчас примерно 6,2 млн рабочих мест, из которых москвичи занимают лишь 4 млн.
— В последнее время Москва активно взялась за вывод из тени арендного рынка жилья, что может стать в том числе и мерой борьбы с нелегальной миграцией. С какими проблемами в этой области сталкивается город?
— Сейчас структура нашего налогообложения такова, что бремя собственности весьма невысоко. Вы можете обладать довольно большим объемом недвижимости и не испытывать дискомфорта от того, что собственность простаивает. Фактически мы демотивировали собственников вовлекать их имущество в оборот. Это очень серьезная проблема. В данном случае налог на имущество физических лиц должен играть не фискальную, а стимулирующую роль. И здесь нет иного выхода, кроме как увеличить его для для второй-третьей квартиры. Тогда собственник будет стремиться либо сдать ее в аренду, либо продать. Однако это не только московская проблема, решать ее нужно на федеральном уровне.
С «работающими» квартирами в городе тоже не всё в порядке: они сдаются, а налоги не платятся. Поэтому с октября мы запустили программу по легализации рынка арендного жилья. Префектуры совместно с правоохранительными органами выявляют нелегально сдаваемые квартиры и предлагают собственникам оплатить налоги. Львиная доля собранных средств останется в префектурах и пойдет на улучшение уровня жизни в округе. Первоначально мы рассчитываем получить 5 млрд рублей дополнительного дохода, но в дальнейшем эта цифра, конечно, будет расти.
— В столице с 2013 года повышаются транспортный налог и налог на имущество физических лиц. Какие еще налоги, на ваш взгляд, нуждаются в пересмотре?
— Налоговые ставки на имущество всё равно пока небольшие, в силу того что налогооблагаемой базой является инвентаризационная его стоимость. Она зачастую не имеет отношения к реальности, особенно для старых квартир. Я считаю, что налоговая ставка должна расти, а налогооблагаемая база — приближаться к рыночной. Безусловно, эту меру нельзя назвать популярной — она тяжелая, болезненная, но экономически правильная. Дело в том, что сейчас в Москве основной доход в бюджет приносят подоходный налог и налог на прибыль компаний. Как только экономика идет на спад, первыми снижаются поступления именно от этих налогов, что очень чувствительно для городской казны. А вот налог на имущество от экономической ситуации не зависит, с этой точки зрения его гораздо проще администрировать.
— Это скорее ограничивающие меры. А какие способы поддержки москвичей, в первую очередь предпринимателей, развиваются в Москве?
— В городе запущена масштабная программа по снижению административных барьеров. В частности, в феврале 2012 года по инициативе мэра Москвы был создан Штаб по защите прав и интересов предпринимателей. Благодаря этому шагу среднее время оформления документов, необходимых для подключения нестационарных торговых объектов к электросетям, сократилось с 3–6 месяцев до 15 дней. Также запущена программа взаимодействия с ОАО «МОЭСК». До конца года будут снижены требования к документам, прилагаемым к заявке на подключение, сокращены сроки подготовки договора для заявителей менее 150 кВт до 15 дней. Этот проект получил название «пять шагов за три визита». В следующем году МОЭСК планирует внедрить «одно окно» для всех заявителей, а также реализовать возможность предоставления рассрочки по оплате заявителям до 150 кВт по договору на технологическое присоединение.