Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Тверь открыла «Золотую карту»

Один из старейших провинциальных музеев России привез в Третьяковку полотна классиков XIX века
0
Тверь открыла «Золотую карту»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Третьяковской галерее открылась выставка цикла «Золотая карта России». Она посвящена живописи и скульптуре XIX века из собрания Тверской областной картинной галереи.

Среди более 60 привезенных из Твери работ — полотна Алексея Венецианова и Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина и Никанора Чернецова, а также многих менее известных, а то и просто анонимных художников. Они создают репрезентативную картину русского романтизма. Не зря собранию Тверского музея посвящали персональные выставки во Франции. Это один старейших провинциальных музеев России, его основали еще в 1866 году. 

Здесь много полотен местных художников. Их имена порой не сохранились, зато теперь известны их современники, будь то купчиха в красной шали (первая четверть XIX века) или жена протоиерея Можжухина (1830 годы).

В Москву привезли одну из лучших работ тверской галереи, внушительный «Вид на биржу и Адмиралтейство от Петропавловский крепости» (1810 годы) Федора Алексеева и другие пейзажи, в том числе «Сорренто» (1825) знаменитого Сильвестра Щедрина. 

Представлен и портретный жанр — придворный художник Павла I Степан Щукин запечатлел в 1809 году Александра I. Привезли и два портрета кисти Боровиковского — Муртазы-Кули-хана, брата персидского шаха Ага-Магомеда, а также Александра Васильевича Поликарпова (1753–1811). Сенатор, действительный тайный советник, Поликарпов стал известен в ходе кавказских войн, отличился при взятии Анапы в 1791 году. Одно время он жил в Твери, был здесь сперва наместником, а затем губернатором. В разделе же скульптурных портретов выделяется бюст Пушкина работы Ивана Витали (1837). 

Но главная ценность тверского собрания — работы Алексея Венецианова и мастеров его школы. Сегодня кажется странным, что одно время Венецианов (1780–1847)  считался чуть ли не главным неудачником русской живописи. В солидном справочнике «Наши художники», выпущенном Федором Булгаковым в 1890 году, ни о Венецианове, ни о его лучшем ученике Григории Сороке (1823–1864) нет ни слова. А главный критик эпохи передвижничества Владимир Стасов отзывался о нем оскорбительно: «сладкий, сентиментальный, без когтей и скелета, без перца и настроения, расслабленный моллюск какой-то».

Представленные сейчас в Лаврушинском венециановский «Пастушок с дудкой», поэтичные «Вид в имении Спасское Тамбовской губернии» и «Вид на усадьбу «Островки» с Большого острова» Сороки показывают, как слепы могут быть критики не только к современности (что еще простительно), но и к прошлому. Хотя при жизни Венецианова скорее ценили. Критик Павел Свиньин писал в 1827 году, что его картины «пленяют русского патриота верным изображением предметов, близких его сердцу. Эти лица, это небо, эти вещи — всё это русское, всё невымышленное, всё взято с самой природы».

Впрочем, современники Стасова восстановили историческую справедливость: Дягилев отдал Венецианову целый зал на выставке русского искусства в Париже в 1907-м, а Бенуа воспел его в «Истории русской живописи XIX века».

В Твери же авторов венециановской школы стали собирать еще до ее «реабилитации». В свое время Венецианов основал в деревне Сафонково Тверской губернии собственную художественную школу, где и выпестовал ряд ярких мастеров, таких как Алексей Тыранов (1808–1859). В Инженерном корпусе показывают его автопортрет, а также «Девушку, выжимающую из волос воду», картину того периода, когда он уже перенял манеру Брюллова.

Тверской музей — 36-й по счету гость цикла «Золотая карта России», возобновившегося после паузы. Этот проект Третьяковки относится к числу самых интересных идей последнего десятилетия: возможность увидеть нестоличные собрания у жителей 15-миллионного города возникает нечасто. В ходе многолетнего марафона были представлены, например, собрания Нижнего Тагила и Калуги, Саратова и Самары, Череповца и Рязани.

Среди ближайших планов цикла — живопись и графика оказавшегося в эмиграции Петра Нилуса (1869–1943) из собрания Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского (вернисаж пройдет 6 декабря), а также «Православные древности Серпуховского края» из собрания Серпуховского историко-художественного музея (открытие намечено на март).

Выставка продлится до 27 января 2013 года.Тверь открыла «Золотую карту»


Читайте также
Комментарии
Прямой эфир