Конгресс поменял Вэника на Магнитcкого

США модернизировали инструменты давления на Россию, заменив устаревший закон времен «холодной войны» актуальными нормами. В минувшую пятницу 16 ноября палата представителей американского конгресса отменила поправку Джексона-Вэника, которая ограничивала торговые отношения Москвы и Вашингтона с 1974 года. Однако конгрессмены включили в соответствующий законопроект дополнительную главу о визовых санкциях в отношении российских чиновников, причастных, по мнению, американской стороны, к нарушению прав человека. Сенаторы уже сделали это ранее, объединив законопроекты о «списке Магнитского» и об отмене поправки Джексона-Вэника. Как ожидается, финальное голосование в сенате состоится до конца ноября, а новый «двойной» закон может вступить в силу до Нового года.
Надежда на то, что палата представителей не будет объединять законопроект о торговле с «законом Магнитского» сохранялась до 13 ноября, на которое было назначено заседание комитета палаты по регламенту. Как ни странно, но спасти от осложнения российско-американские отношения могла позиция консервативных республиканцев, которые до последнего возражали против объединения двух документов, опасаясь «размытия правозащитных формулировок». Буквально до конца октября группа конгрессменов, возглавляемая главой международного комитета Илеаной Рос-Летинен билась за принятие отдельного и предельно жесткого закона по Магнитскому. Отказываясь объединять законопроекты, консерваторы указывали на аналогичный процесс в сенате, когда в итоговом тексте законопроекта в перечне тех, на кого распространяется его действие («... чиновников, причастных к нарушению прав человека в России...») появилась приписка «... и в любой другой стране мира».
Этого явного смягчения текста закона добилась администрация США, которая старалась всеми способами устранить антироссийскую конкретику, опасаясь ухудшения отношений с Москвой. В сенате, контролируемом демократами, Белый дом смог внести эту небольшую, но важную коррективу. В республиканской палате представителей этого сделать не удалось. В конце октября Белый дом сдался и согласился сохранить прежний вариант текста закона в обмен на скорейшую отмену поправки Джексона-Вэника. Нажал на парламентариев бизнес: Россия уже несколько месяцев является членом ВТО, а американские предприниматели до сих пор не могут на конкурентных условиях работать в РФ, негодование чем высказывали уже не раз. Конгрессмены ответили молниеносным утверждением документа — палата представителей приняла его уже на 10-й день после президентских и парламентских выборов.
Надежда на смягчение итогового текста закона все же остается: некоторое несоответствие текстов законопроектов двух палат устранит согласительная комиссия, которая будет готовить документ для подписания президентом. Как отмечают источники «Известий» в конгрессе, за основу будет взят все-таки сенатский документ, так как в нем более подробно прописаны основы работы со «списком Магнитского». Следовательно, силу закона приобретет документ, в котором присутствует смягчающая фраза про нарушителей прав человека «в любой другой стране мира».
Впрочем, и республиканцы, и демократы, кажется, остаются довольны и таким развитием событий.
- Этот законопроект принят в третью годовщину смерти Сергея Магнитского — юриста, который в заключении подвергался пыткам и был убит, - сказал «Известиям» автор законопроекта конгрессмен-демократ от Массачусетса Джим Макговерн. - Это очень важно и символично. И этот закон стал широко известен не столько тем, что нормализует торговые отношения с Россией, о нем узнали благодаря его четвертой главе, посвященной Магнитскому. Эта глава была включена в законопроект для того, чтобы всегда, когда мы говорим о свободе торговле мы не забывали оправах человека.
Он признал, что палата быстро проголосовала по поправке Джексона-Вэника именно из-за того, что в текст документа было включено упоминание о Магнитском. «Именно это позволило заручиться двухпартийной поддержкой», - добавил конгрессмен.
Источник «Известий» в руководстве республиканской фракции конгресса подтвердил, что без правозащитной части документ о поправке Джексона-Вэника палата представителей с республиканским большинством в этом году не приняла бы, а сенат с большинством демократов, напротив, сделал бы все, чтобы спустить на тормозах отдельный законопроект о «списке Магнитского».
- Если бы не произошло такого обмена, то этот пакет законов мог бы быть рассмотрен только к концу 2013 года, - сказал собеседник.
Сенат обещает не думать над законом долго.
- Я обещаю, что мы (сенат) в кратчайшие сроки займемся законопроектом и примем его, - сказал после пятничного голосования автор сенатского законопроекта о «списке Магнитского» сенатор-демократ от штата Мэриленд Бенджамин Кардин.
Позже его помощники рассказали «Известиям», что ожидать рассмотрения документа сенатом можно уже в ноябре, хотя в настоящее время вопрос еще не включен в повестку планерных заседаний палаты.
- До Рождества вы сможете увидеть принятый документ, это без сомнений, - сказал представитель офиса Кардина.
По его словам, сенаторы не планируют вносить никаких поправок и изменений в текст уже согласованного документа — поправка Джексона-Вэника будет отменяться только в увязке с «законом Магнитского».
Вместе с тем, несмотря на кажущуюся жесткость нового закона, он едва ли коренным образом изменит практику отношений двух стран, хотя и вызовет очередную волну антиамериканских заявлений в Москве. Дело в том, что так называемый «список Магнитского» уже де-факто существует в США и действует с июля 2011 года.
- У госдепартамента уже есть список российских чиновников, которым запрещен въезд в США в связи делом Магнитского. Мы составили его по предложениям Кардина ввели в действие в июле 2011 года... Этот список закрытый, он не подлежит обнародованию. При принятии решения о выдаче виз наши консульства сверяются с этим списком, как и с многими другими такими документами, - сказали «Известиям» в госдепартаменте.
Но главным в этой истории станет не превращение в полноценный закон внутренней инструкции госдепартамента, а публикация этого самого «списка Магнитского». Законопроект предусматривает раскрытие списка не позже 120 дней со дня вступления закона в силу. Сам список не фиксированный — он может пополняться, а некоторые фигуранты могут из него исключаться. При этом решение о включении в список и исключении из него администрация США будет принимать с разрешения конгресса. Наравне с общим перечнем «нарушителей прав человека», США могут составить закрытый список, оглашать который не будут в интересах национальной безопасности. Помимо аннулирования существующих и отказа в выдаче новых виз, фигуранты списков лишатся всех активов, которые будут обнаружены в США.