Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

Документ эпохи

Писатель Вадим Левенталь — о том, почему появился «русский Брейвик»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Страшновато немного, и даже не хочется шутить. Мы ведь тоже, бывало, горланили компанией, подпевая Летову: «винтовка — это праздник, все летит в звезду». Положим, нам тогда было по пятнадцать лет, а сегодняшнему мини-Брейвику двадцать девять, здоровый лоб, мог бы подумать получше, прежде чем палить в коллег. Кто же виноват, что юристов у нас учат так же, как и всех остальных? Вроде, должна быть у юристов серьезная философская подготовка, ан нет, в любимых книгах у любителя пострелять — «Генеалогия морали», причем можно спорить на что угодно, что о Ницше он знает ровно столько же, сколько читательница журнала Cosmopolitan— о Фрейде.

Ну, допустим, пил, допустим, девушка бросила — это все частности; не всякий же отвергнутый любитель выпить напишет такой вот «Манифест», как этот написал.

«Манифест» этот — очень любопытный документ эпохи. Подробный сухой его анализ потянул бы на большую проблемную статью для профильного журнала, и, кстати, хорошо было бы, если бы кто-то за этот труд взялся. В общих чертах, это дикая смесь из бентамизма, социал-дарвинизма, руссоизма, Шпенглера, Ницше и Фрейда — все это, увы, было услышано в приблизительном пересказе, воспринято некритически и выдано с пунктуационными ошибками.

Документом эпохи этот текст делает то, что он, во-первых, во многом прав — действительно ведь все грустно: человек уничтожает сами условия своего существования, процесс этот катализирует сам себя, и при этом ключевой проблемой современности выставляются права человека, — а во-вторых, то, что он промахивается мимо главного — причин такого положения вещей, и поэтому, неизбежно, предлагает неверный путь решения проблемы.

Документом эпохи этот текст делает то, что под ним — наедине, начистоту с самим собой — подписались бы, увы, очень и очень многие.

Документом эпохи этот текст делает то, что упомянутая дикая смесь — естественный философский фон современного наивного мышления.

Хайдеггер показал нам, что к середине XIX века круг европейской метафизики замкнулся: коротко говоря, не осталось больше никакой серьезной возможности верить в то, что смысл и оправдание разумной формы жизни лежит за пределами материального. Плохо тут только одно: для того, чтобы найти эти смысл и оправдание в этой, реальной жизни, нужно много учиться. В противном случае, оставаясь честным с самим собой, нет никакого другого пути, чем вместе с мини-Брейвиком объявить человечество раковой опухолью Земли. Ну и, да, по слову того же Летова, «взять автомат и стрелять всех подряд».

Учиться же нужно для того, чтобы вытравить из себя тот самый бентамизм — представление о том, что основной закон человеческого существования формулируется как «пусть каждый делает себе хорошо, и тогда всем будет хорошо», что так было всегда и что так быть и должно, представление, которое родилось в XVIIIвеке и для современного человека является естественным, как воздух.

Учиться нужно для того, чтобы узнать, что специфическое явление отчуждения родилось вместе с капиталистическим способом производства и отнюдь не является человеку имманентным. Современный человек исповедует потребительство, да, он не чувствует родства ни с вещами, которые он производит, ни с работой, которую он выполняет, ни с другими людьми, участвующими в производственной цепочке, ни с природой, которую он своим трудом преобразует. Однако так было не всегда, и нет никаких причин считать, что положение вещей не может измениться. То, что однажды появилось, может однажды и исчезнуть.

Капиталистический способ производства действительно уничтожает природу и, в перспективе, человека как ее часть. И слова про геометрическую прогрессию верны — дело только не в удовольствии, которого нужно все больше и больше, а в постоянном увеличении производства и потребления, необходимость которого заложена в капитализме.

Причины, побудившие 29-летнего юриста жать на курок, — реальны; он не знает только того, что причины эти относятся не к человеку как виду, но — к современной, родившейся в Новое время экономике. И как только нынешний способ производства изживет себя, человек, поэтически говоря, вновь обнаружит себя на Земле как дома.

Вот почему тот, кто увидел вдруг, что состав на всех парах несется в пропасть, должен не стрелять в других пассажиров, а по мере сил тянуть стоп-кран и призывать к этому других.

Ну или, если все это кажется слишком сложным, вспомнить песню Летова целиком: «Всего два выхода для честных ребят: взять автомат и стрелять всех подряд или покончить с собой, — если всерьез воспринимать этот мир».

Комментарии
Прямой эфир