Минобороны возобновит создание боевого лазера
Российский оборонно-промышленный комплекс по заказу Минобороны вернулся к разработке боевых лазеров. Информированный источник в ОПК сообщил «Известиям», что в следующем году сразу три предприятия — концерн ПВО «Алмаз-Антей» в Москве, Таганрогский авиационный научно-технический концерн имени Бериева (ТАНТК) и Воронежская фирма «Химпромавтоматика» получили техзадание на создание лазера, способного прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет.
По данным «Известий», ТАНТК приступил к модернизации летающей лаборатории А-60 на базе транспортного самолета Ил-76. Самолет базируется на заводском аэродроме под Таганрогом. Сама лаборатория существует с 1991 года, оставшись единственной из двух, созданных в советское время. В ней проводились эксперименты по ослеплению оптических головок самонаведения вражеских ракет, однако в 2011 году работы приостановились из-за отсутствия финансирования. Оборудование пришлось частично демонтировать.
Сейчас деньги нашлись, говорит собеседник «Известий», и оптическая установка получит более мощный лазер, а летающая лаборатория пройдет полную модернизацию.
— Самолет не летал два года, его нужно привести в порядок. Ориентировочно работы по модернизации самолета будут вестись весь 2013 год при условии стабильного финансирования. Параллельно совместно с «Алмаз-Антеем» начнем монтаж новых блоков лазерной установки. Надеюсь, поднять машины в небо и приступить к исследованиям получится уже в следующем году, — заявил представитель ТАНТКа.
По его словам, опытно-конструкторские работы (ОКР) возобновляются сейчас на более высоком техническом уровне. Задачей прежней модификации 1ЛК222 было ослепление и временное выведение из строя оптических систем спутников на всех типах орбит. Работы по его созданию завершились в 2009 году, и на госиспытаниях изделие признали перспективным. Сейчас на его основе будет создан комплекс с улучшенным лазером для уничтожения воздушных целей.
— Лазер будет прожигать врага высоким выделением тепловой энергии. Он должен действовать в воздушном и безвоздушном пространствах. Лазеры рассматриваются как перспективное вооружение беспилотных гиперзвуковых летательных аппаратов или космических платформ, — заглянул в будущее собеседник «Известий».
Лазер 1ЛК222 является основой всей системы противодействия аэрокосмическим силам. Система имеет кодовое наименование «Сокол-Эшелон» и разработана концерном «Алмаз-Антей» и КБ «Химпромавтоматика». Воронежцы занимаются самим лазером, а москвичи — комплексами управления и наведения. Эксперименты с отдельными узлами и системами не прерывались, и фактически лазер готов в наземном варианте, утверждают на предприятиях.
Условия в воздухе отличаются от наземных. Многое зависит от того, как отдельные элементы системы заработают при перепадах давления, температур, перегрузках. Неясно пока, какой самолет будет носителем лазерного оружия — транспортный или бомбардировщик, говорит представитель ОПК.
Глава института стратегических оценок Александр Коновалов заявил «Известиям», что аналогичные работы в США едва ли успешнее отечественных.
— Их лазеры заточены на перехват огромных баллистических ракет на разгонном участке траектории, и это требует большой мощности и габаритов лазерной установки, которую размещают на Boeing-747. Не представляю, как перехватить МБР, которая разгоняется за очень короткий промежуток времени. Лазер — очень капризная штука, чувствителен к работе в атмосфере, а при облачности значительно теряет в мощности, — сказал эксперт.
Он уверен, что для прожигания массивных объектов требуются большие габариты лазерных установок, в том числе гигантские аккумуляторы.
— Исследовать «лучи смерти», конечно, надо. Американцы, например, намерены оснащать ими корабли, где места побольше, чем на самолете. Но лично я не верю в эффективность лазеров в обозримом будущем, хоть на море, хоть в космосе, — добавил Коновалов.
Независимый эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров настроен не столь скептически. Он напомнил «Известиям», что разработкам ослепления и вывода из строя электронных систем противника около 30 лет. Для прожигающего эффекта необходимо значительное увеличение мощности, а также кардинальное улучшение фокусировки лучевых пучков.
— Возможно, какие-то успехи в этой сфере появились, раз речь зашла об уничтожении ракет. На момент развала СССР мы немного опережали в этой области американцев, и сейчас отставание не столь катастрофическое, как в других аспектах обороны, — говорит он.