Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

«Конституция требует ремонта»

Ответственный секретарь Конституционной комиссии 1990–1993 годов Олег Румянцев рассказал «Известиям» о том, какие главы Основного закона страны нужно изменить
0
«Конституция требует ремонта»
Олег Румянцев. Фото: Екатерина Штукина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Михаил Прохоров предлагает перекроить Конституцию и отменить национальные республики. Насколько, на ваш взгляд, своевременна и актуальна эта идея?

— Предложение Прохорова крайне неудачное. Он называет сложившееся федеративное устройство страны сталинским пережитком — это буквально его цитата. Как человек, который изнутри прочувствовал все то, что касается конституционной реформы, в годы, когда буквально с боями готовилась и принималась современная Конституция, с 1990 по 1993 год, могу сказать, что единственный раздел, который не следует трогать, — это как раз третья глава Конституции: новая, подчеркну, система федеративного устройства. Одним из немногих реальных достижений реформы 1990–1993 годов является как раз урегулирование вопроса о федеративном устройстве нашей России на основе конституционного разделения компетенции органов власти федерации и ее субъектов. Этот вопрос я бы ни в коем случае трогать не стал.

— А, собственно, почему?

– Во-первых, эпоха перехода на эту новую систему еще не завершилась. Во-вторых, это итог исторического компромисса, вспомните, как развивалась история на наших глазах: демарши республик, парад суверенитетов со стороны Татарстана, Башкирии, Якутии, Тувы, Карелии, Кабардино-Балкарии. Они стояли на пороге принятия своих Конституций, провозглашавших суверенитет. Чечня вообще объявила, что отделяется. Республики хотели верховенства собственных законов на своих территориях. Слишком заразителен оказался синдром развала СССР и призыв союзного руководства о повышении статуса автономий внутри РСФСР до статуса, равного союзным республикам. И нам эти вопросы удалось в крайне многотрудной, изматывающей работе Верховного Совета России и Конституционной комиссии Съезда урегулировать: главным образом путем политической работы. Проводились встречи, сложные переговоры, поездки и договоренности с целью предотвратить принятие сепаратистских конституций. Конституция подвела черту под этим сложнейшим процессом. И Прохоров хочет все в одночасье разрушить! Он просто выплескивает канистру бензина на еще не остывшие угли.

— Но регионы у нас такие разные. Во всех смыслах...

— Да, определенная асимметричность имеет место быть: Москва, Татарстан, Чеченская Республика имеют существенно больше полномочий, чем, скажем, Ивановская область. Но это же не просто так получилось, а в результате серьезных политических процессов. Сегодня надо жить с этой моделью федерализма во имя целостности России, реализовывать ту степень самостоятельности и ответственности субъектов, которую дает Конституция. Речь идет о том, чтобы развивать заложенную в нее горизонталь федерализма, чтобы субъекты во взаимодействии с федеральными органами власти реализовывали свои конституционные полномочия и несли полную ответственность за свои решения. При этом с точки зрения качества управления, правоприменения весьма полезную роль может играть развитие федеральных округов, выросших из экономико-географических регионов, военных округов, ранней нашей концепции укрупненных «земель».

— По вашему, Конституцию надо менять?

— Безусловно, Конституция требует ремонта. Как показал последний доклад ЦСР, респонденты фокус-групп однозначно признают, что есть некий тренд разочарования властью, ее отчуждением народа, люди не верят в возможность перемен. Значительная доля мужчин с высшим образованием старше 30 лет готовы уехать из страны. Явка на выборы падает. Люди голосуют и мозгами, и ногами. Это национальная беда, а не «сказки Болотной площади». Остановить эти негативные настроения может разумная конституционная реформа. Памятуя о колоссальных жертвах, какие были принесены при принятии нынешней Конституции, следует разработать не новый документ, а новую ее редакцию. Сохранить основы этого документа, в который бы были включены незыблемые основы конституционного строя, принципы демократического федеративного правового государства, основные права и свободы человека, федеративное устройство.

— Какие бы статьи и главы Основного закона вы бы сами изменили, ликвидировали, а какие дополнили?

— Срочному ремонту подлежит то, что составляет суть конституционного строя — механизмы реализации конституционного принципа народовластия, ограничения государственной власти народным суверенитетом. У нас конституционный строй провозглашен, обещание дано, но оно не выполнено!

Мы все страдаем от родового проклятия, которое получили при принятии Конституции: Ельцин не спроста разгромил Съезд народных депутатов, Верховный Совет и Конституционный суд, потому что его окружение и стоявшие за ним бенефициары грядущей приватизации на деле оказались против реального разделения властей, государственного и общественного контроля за действиями верховной власти. Их интересовала личная и корпоративная выгода, а не общественное благо и государственное развитие. Поэтому назрели изменения в главы 4, 5, и 6 Конституции, которые описывают форму правления, взаимоотношения между президентом, правительством и парламентом.

Я неоднократно говорил, что парламентская республика для нас с нашим нижайшим уровнем правовой и политической культуры — это хаос. У нас люди договориться друг с другом даже внутри руководства одной партии не в состоянии. Нам показана разновидность президентской республики, которую мы называем «на три четверти президентская республика», с достаточно сильным президентом и сильным парламентом. Нужно, чтобы появилась специальная глава 51 «Парламентский контроль». Показательно, что такой ПФЗ предлагал Геннадий Гудков, а потом на него наехали. Думаю, что не за митинговую активность, а за эту самую содержательную составляющую, за депутатскую инициативу.

Но ответственность высших должностных лиц должна в Конституции быть прописана. Президент, который по сути не подлежит импичменту, — это плохо. И дело не в том, что в конце 1990-х годов по Госдуме бегали представители администрации и предлагали деньги, лишь бы не голосовали за отрешение Ельцина. А в том, что глава государства должен постоянно чувствовать ответственность за свои действия.

Достаточно ли действующая Конституция, по вашим ощущениям, способна защитить права человека?

— Следующее важное направление: к главе «Права и свободы человека и гражданина» нужно добавить главу 21 «Гражданское общество». Мы продвигали при разработке проекта в 1990-е эту идею. Но Анатолий Собчак активно ее не поддерживал, считая излишним философствованием. И с этой демагогией борьбы против гражданского общества добились того, что оно раздроблено и маргинализовано.

Между тем такие институты гражданского общества, как труд, собственность, предпринимательство, информация, политические партии, общественные и религиозные объединения, семья, языки и пр. — они все должны иметь конституционную защиту и гарантии развития. Ибо именно они и являются источником государственной власти, а не наоборот. И без институтов гражданского общества провисает норма о социальном государстве с идеями социального партнерства, социальной арбитражной и регулирующей роли государства, социальной функции частной собственности, равного доступа к ресурсам. Тем самым можно было бы скорректировать конституционные основы экономической системы, вызывающей сегодня справедливые нарекания и являющейся постоянным источником роста революционных настроений.

— Иным экспертам не нравится глава про местное самоуправление...

— Главу 8 про местное самоуправление нужно бы существенно расширить. Ситуация внизу, в местном самоуправлении, совершенно тупиковая: люди боятся брать на себя инициативы; сотрудники некомпетентны; господствует криминал, всех и вся крышующий; процветают поборы всевозможных контрольно-надзорных органов; полная зависимость от органов власти субъекта; финансовая пустыня. Все это приводит к тому, что в самоуправлении бардак. Вот пошла Евгения Чирикова в мэры Химок. Не получилось, потому что люди не поддержали. Получается так, что гражданская инициатива сегодня ассоциируется в массовом сознании с криком, а не с полезной инициативностью и эффективным управлением. Ибо система отторгает инициативы.

— Получается, что вы предлагаете существенно перекроить КонституциюЭто не опасно?

— Это не перекройка! Это ремонт. Яне считаю, что эти изменения нарушили бы ткань Основного закона России как демократического правового федеративного и социального государства.

— Самые серьезные изменения в Конституцию внес в 2008 году президент Медведев, увеличив сроки полномочий президента России (с 4 до 6 лет) и Госдумы (с 4 до 5 лет), а также усилив контрольные полномочия парламента в отношении правительства. Это были первые существенные изменения Конституции за 15-летнюю историю. Вы считаете, что это был необходимый шаг?

— Изменения эти вписывались в тогдашнюю концепцию — Сурков и Павловский в середине 2000-х годов внедряли понятия «суверенная демократия», «просвещенный авторитаризм». Увеличение сроков полномочий президента и парламента вписывалось в эту парадигму. Но когда все эти поправки со свистом прошли через Госдуму в течение трех недель — это, конечно, был блеф. Прекрасно помню то заседание Госдумы, где обсуждались эти поправки в Конституцию и где срывающимся от волнения голосом покойный представитель президента в Госдуме, мой коллега по Верховному Совету Александр Косопкин зачитывал позицию президентской администрации.

Боялись, что будет дан бой даже этой управляемой в ручном режиме Думой. Но бой не дал никто! Единственный, кто сопротивлялся, — коммунист Сергей Обухов, но его блестящая речь потонула в водовороте всеобщего «одобрям-с». Шестилетие президента, как мы все понимаем, — это 12-летие. А при наличии прослойки в виде доверенного лица в течение одного срока (вспоминается норма про не более двух сроков «подряд» от Сергея Шахрая, внесенная в проект после референдума о «любви» к Ельцину и «нелюбви» к Верховному Совету конца апреля 1993 года) получается почти бессрочное правление. Это не есть здорово, ибо срок политической жизни активного правителя равен в мире максимум 12 годам. Далее застой. И реформа, о которой мы говорим, может стать самым мягким и конструктивным способом уйти от такого застоя.

Комментарии
Прямой эфир