Краснодарские чиновники три года покрывали земельные аферы Минобороны
Против кубанских чиновников, разрешивших строительство так называемой дачи Сердюкова на берегу Азовского моря, могут возбудить уголовные дела. Как выяснили «Известия», СКР, Генпрокуратура и Счетная палата проводят масштабную проверку всех сделок Минобороны с землей и получением разрешений на строительство в Краснодарском крае. Источники в следственных органах не исключают, что в результате могут полететь головы в местном Росприроднадзоре, краевом департаменте природных ресурсов и государственного экологического надзора и природоохранной прокуратуре.
Все организации были в курсе того, что Минобороны ведет активную стройку в водоохранной зоне, которая находится под защитой ЮНЕСКО. Не только знали, утверждают местные жители, но и покрывали ее, а заодно строили себе дачи в 100 м от «виллы Сердюкова».
Военные заковали в бетон берега
Алла Никонорова, председатель общественного движения «Возрождение Тамани», говорит, что о незаконной стройке все структуры, вплоть до федеральных, знали с самого начала.
— У нас тут было живописнейшее местечко, где все останавливались и фотографировались — и вдруг его перегородили огромным забором, — рассказывает Никонорова «Известиям». — У нас каждый год размывает пляжи, по любому поводу проводятся общественные слушания, в которых мы обязательно участвуем. А тут — полная тишина, сколько мы ни пытались выяснить, кто за всем этим стоит, писали, куда только можно, — и ничего у нас не получалось.
Рядом с «дачей Сердюкова» находится прекрасное нерестилище, куда заходит рыба из моря. Точнее, заходила до того, как началась стройка и берега одели в бетон.
— Наши деды тут даже в колокол во время пожара бить боялись, чтобы рыбу не спугнуть, всю жизнь у нее тут «роддом» был, а сейчас — всё нипочем, на скутерах и катерах мощных катаются, жалуйся не жалуйся — никакой реакции, — говорит депутат Темрюкского района Краснодарского края Вадим Новопашин.
По словам депутата, жители района не раз обращались в разные структуры с требованием прекратить экологический и строительный беспредел, но толку — ноль.
— В районной администрации сказали, что решение это федеральное, всё решается на самом верху, а им только спускают на исполнение. При этом всем советовали не лезть в это дело, — продолжает Новопашин.
Поселок Пересыпь, где под видом строительства санатория для военнослужащих появилась закрытая территория с «виллами министра обороны», во всех справочниках называют «райским уголком на побережье Азовского моря, который находится всего в нескольких километрах от известной курортной станицы Голубицкой». В 10 км расположен не менее известный город-порт Темрюк, один из центров рыбной промышленности края. Это небольшое, уютное местечко, в котором жизнь течет размеренно и спокойно. Летом сюда приезжают любители природы, теплого моря, чистого воздуха и рыбалки.
Прямо напротив «дачи Сердюкова», в 100 м через лиман, появились особняки-новостройки. По данным депутата Новопашина, тут отстраивается все районное начальство — начиная с налоговой инспекции и заканчивая прокуратурой.
— У нас тут лиманы, места заповедные, ничего строить нельзя, а тут раз — и виллы, и все в 500 м от моря, раз — и на территории «дачи Сердюкова» появляется даже вертолетная площадка, а это же грубейшее нарушение природоохранного законодательства, — поражается житель села Пересыпь, кандидат геолого-минералогических наук, эколог Леонид Исаев. — В декабре 2010-го я собрал все жалобы и отвез их в Москву.
Эколог Исаев побывал в Госдуме у Владимира Жириновского и в Совфеде у Сергея Миронова.
— Они сделали различные запросы, по ним началось хоть какое-то движение, какое-то шевеление, оно в итоге вывело на сделки с землей, которые теперь расследует Следственный комитет, — рассказывает Исаев. — Неделю назад территорию района облетали на вертолете эксперты Счетной палаты, думаю, тут работы всем хватит.
Санатории уходили частникам
Сейчас следователи проверяют законность появления в Темрюкском районе и другой базы отдыха — «Южная Пальмира».
— Этот пансионат расположен в станице Голубицкая и принадлежит частному лицу, — рассказывает «Известиям» источник в МВД. — По оперативной информации, земля, на которой построен дом отдыха, тоже принадлежала Минобороны, но затем ее продали частному лицу, которое, в свою очередь, перепродало ее сторонней фирме за €4 млн.
Конкурс, хотя и был формальным, но прошел по всем правилам: информация о продаже земли была опубликована в районной газете, местные власти ее выкупать отказались, поэтому нынешний владелец «Южной Пальмиры» считается добросовестным покупателем, к которому нет никаких претензий.
Оперативники полагают, что по такой же схеме должен был «уплыть» и пансионат «Эллада». Однако, как ранее писали «Известия», сделка сорвалась, потому что Росимущество успело наложить через арбитражный суд арест на земельный участок с «дачей Сердюкова».
Следственные и надзорные органы только начали разбираться в хитросплетениях земельных и имущественных сделок Минобороны, но у них уже возникли претензии не только к военным, но и к краснодарским чиновникам.
— Застройка шла в природоохранной зоне, поэтому по закону предварительно нужно было провести экологическую экспертизу, — поясняет «Известиям» замкоординатора общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Дмитрий Шевченко. — Если эксперты решат, что строительство не нанесет ущерба природе, застройщик должен обратиться за согласованием к местным властям.
В Росприроднадзоре по Краснодарскому краю «Известиям» заявили, что за экспертизой на застройку к ним никто не обращался.
— Мы проводим экспертизу по федеральным землям, а это земля находилась в ведении краевых властей, — рассказала «Известиям» начальник отдела госэкспертизы Елена Машкара.
В краевом департаменте природных ресурсов и государственного экологического надзора «Известиям» сообщили, что обращение на экологическую экспертизу по строительству на 3 га в Темрюковском районе поступало 23 сентября 2011 года, но не от Минобороны, а от фирмы ОАО «ОМС».
— Однако на тот период этот участок уже не относился к особо охраняемой природной территории, хотя часть его входила к водоохранную зону, — пояснила «Известиям» представитель ведомства Юлия Ананенко.
Объяснить, на каком основании и когда земельный участок под пансионатом потерял свой особый статус, она не смогла.
Сейчас краснодарские экологи обеспокоены судьбой другого земельного участка в заповеднике Большой Утриш, который также местные власти выделили Минобороны.
— В августе 2009 года в администрацию Анапы обратился министр обороны Анатолий Сердюков с просьбой передать в безвозмездное пользование 93 сотки земли на территории базы отдыха «Большой Утриш» (ранее — «Динамо». — «Известия») в водоохранной зоне Черного моря, — рассказывает «Известиям» эколог Станислав Ермолаев. — Местные депутаты проголосовали за. Земля перешла в ведение Минобороны, а в этом году там началось строительство. Однако что за объект возводят в курортной зоне и кому сейчас в реальности принадлежит земля, военные не комментируют.
По словам Дмитрия Шевченко из «Экологической вахты», Минобороны в Краснодарском крае принадлежат сотни гектаров земли и множество объектов. Он утверждает, что непосредственно в собственности Сердюкова находятся лишь один земельный участок, а также элитное домовладение в станице Холмской (Абинский район).