Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
В Дохе прошли первые очные переговоры России и Украины по возвращению детей
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
В США указали на подрыв авторитета НАТО из-за попыток Вашингтона развалить РФ
Общество
Силуанов предложил ужесточить выдачу разрешений на стройку с рисками паводков
Мир
Лукашенко рассказал о тактическом ядерном оружии в Белоруссии
Спорт
Рожков заявил о готовности РФ отправить 108 спортсменов на Паралимпиаду в Париж
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Армия
Испытания ракетно-космического комплекса «Рокот» начнутся в конце 2024 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

В Кремле настал «Золотой век английского двора»

Вещи и драгоценности британской аристократии, привезенные в Москву, еще не видели за пределами туманного Альбиона
0
В Кремле настал «Золотой век английского двора»
Женский жакет, Англия, 1610–1620. Лен, расшитый шелковой и металлической нитью, блестками Музей Виктории и Альберта. Фото: музеи Кремля
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Москве открылась выставка «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла I». Уникальный проект подготовлен совместно музеями Московского Кремля и знаменитого лондонского Музея Виктории и Альберта. Работы предоставили десять музеев Великобритании и России и частные коллекционеры.

Как сказала «Известиям» Зельфира Трегулова, заместитель директора музеев Кремля, «показ этих драгоценностей — огромное событие, их не видят за пределами Англии».

Среди участников — Достопочтенная компания оружейников и медников, Национальный морской музей в Гринвиче и Королевские коллекции: в Москву впервые привезли вещи из личного собрания английской королевы. Выставка полна редких экспонатов, иные из них никогда еще не покидали пределов Англии либо впервые показываются в российской столице.

От эпохи Тюдоров (1485–1603) и первых Стюартов (1603–1649) сохранилось немного предметов искусства. Экономические проблемы заставляли власть переплавлять украшения, продавать сосуды и кубки. Многие уже в XVII веке уходили в Россию, причем не в столицу, а в Архангельск, главный тогда порт, где вовсю трудились представители основанной англичанами Московской компании (она просуществовала до 1917 года). В центре зала в Успенской звоннице поместили фигуры барсов из позолоченного серебра, хранящихся в Московском Кремле и попавших сюда как раз из Архангельска. 

Есть здесь и так называемый Хэмпдонский портрет Елизаветы I (около 1560 года), подаренный ею семье Хэмпдон, а недавно проданный с аукциона. Его символика таинственна. Если красная гвоздика в руке у королевы — символ тех, кто собирается вступать в брак (сама она в него так и не вступит, ее назовут королевой-девственницей), то роза на дубовых листьях на левом плече имеет, видимо, отношение к одному из женихов Елизаветы, графу Лестеру (это его родовой знак). А вот почему из зеленого бордюра торчит чья-то лапа, неясно.

Рядом портрет самого Роберта Дадли (1532?–1588), графа Лестера. Фаворит королевы сжимает в руке белый платок. Говорят, во время теннисного матча разгоряченный игрою граф подбежал к королевской ложе, выхватил из рук Елизаветы платок, вытерся и вернулся на корт, вызвав зависть многочисленных женихов-соперников. Вступить в брак с Елизаветой стремились не только «свои» аристократы, но короли и принцы всей Европы, сватался к ней даже Иван Грозный, отправивший в Лондон 11 писем. Но она предпочла одиночное правление. 

Впрочем, число поклонников и верных вассалов с годами не иссякало. Одним из героев эпохи стал пират, а позднее адмирал Френсис Дрейк. Он привез из заморских стран не только картофель, но и рубины. Они использованы, в частности, в «звезде Дрейка» (на самом деле украшение выглядит как солнце), выставленной рядом с так называемой «драгоценностью Дрейка» — золотым медальоном с рубинами, алмазами и жемчугом и портретом Елизаветы внутри. Слева от витрины — портрет адмирала, к одежде которого драгоценность как раз и прикреплена. 

Внимание к деталям потребуется и во втором зале выставки. В Одностолпной палате рассказывают об увлечениях и быте эпохи — охоте, одежде, театре. Показаны эскизы доспехов XVI века и выполненные по ним рыцарские латы (они были дороже самых модных нарядов), женский жакет и дублет из льна. Брэдфордский ковер (на самом деле скатерть) можно разглядывать часами, так много здесь интересных сюжетов. Правда, чтобы увидеть даму, несущую церковь на голове, придется нагнуться: перед ковром стоит длинная полка с часами, солонкой и прочими предметами, символизировавшими роскошь (соль была дорога). 

Эта полка — пожалуй, единственный недочет отличного –дизайна и в целом первоклассной выставки. Куратор Ольга Дмитриева, автор биографии Елизаветы, выдерживает европейские музейные стандарты. Каталог содержателен, в залах вещей немного, но показаны они со вкусом и просторно. В Кремле, где нет нормального выставочного зала, такое происходит не всегда. Решением могло бы стать, например, переоборудование одного из помещений Дворца съездов под выставочное пространство. Но для принятия такого решения требуется, чтобы на небосклоне власти одновременно сошлось слишком много звезд. 

После Москвы «Золотой век» покажут в Англии, где она удвоится составом: туда отправится немало экспонатов из музеев Кремля.

Выставка открыта до 27 января.В Кремле настал «Золотой век английского двора»

Комментарии
Прямой эфир