Депутаты предлагают клеймить пьяных водителей
Клеймо «П» — «пьяница» — на руку пьяного водителя, а также спецметку на номерной знак, штамп в паспорт, прокол прав и еще 31 идею по искоренению пьянства на дорогах предлагают депутаты Госдумы. Как выяснили «Известия», эти предложения уже направлены премьер-министру России Дмитрию Медведеву, замминистра МВД РФ Виктору Кирьянову и начальнику ГИБДД МВД РФ Виктору Нилову. Из всех идей наибольшую поддержку вызвали прокол прав (законопроект об этом уже вынесен на обсуждение в думских комитетах), ужесточение штрафов и метки на автомобильных номерах.
— Необходимо создать культ нетерпения к пьяным за рулем, и для этого необходим комплексный подход к делу, — рассказал «Известиям» основной разработчик инициативы, член ЛДПР и глава думского комитета по делам религиозных организаций и общественных объединений Ярослав Нилов. — Для этого все средства хороши, даже НЛП-программирование в социальной рекламе для массового воздействия на подсознание граждан. А клеймо на руку хоть и радикальная мера, но уже сама возможность ее нанесения трудно смываемой краской должна останавливать выпившего водителя от желания сесть за руль.
Два года назад фракция ЛДПР в Госдуме уже выступала с подобной инициативой — Игорь Лебедев и Сергей Иванов предлагали клеймить чиновников, попавшихся на взятке. Разработанный ими законопроект о метке «К» на тыльной стороне левой руки был направлен в правительство и Верховный суд, но на рассмотрение в Госдуме так и не был внесен.
Среди других предложенных мер (письма Нилова есть в распоряжении «Известий») — возвращение 0,3 промилле в качестве допустимого содержания алкоголя в крови водителя, введение ответственности за агрессивное вождение, конфискация автомобиля как орудия совершения правонарушения и «повышение ставки, например, социального налога». Предлагается ужесточить и уголовное наказание виновным за гибель людей в ДТП: за смерть одного человека давать 9 лет вместо предусмотренных сегодня 7 лет лишения свободы, за двоих и более — до 15 лет, и исключить возможность поблажек в виде исправительных работ. «В Москве к ним [исправительным работам] даже не привлекают, потому что занять осужденных нечем», — пояснил депутат.
Представитель Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ) МВД РФ Андрей Пилипчук в разговоре с «Известиями» выразил скепсис по поводу клеймения и прочих меток, назвав идеи «популистскими», «граничащими с нарушением прав человека». Тем не менее, Пилипчук поддержал ужесточение уголовных и административных санкций, в частности за гибель людей.
— Увеличение штрафов, причем в разы, заставит задуматься нетрезвого водителя, садиться ли ему за руль, — отметил представитель МВД.
В вопросе по промилле с Ниловым солидарен и единоросс Вячеслав Лысаков. Законопроект о проколе прав за управление в нетрезвом виде или отказ от медицинского освидетельствования внесен на днях в Госдуму депутатами ЛДПР Игорем Лебедевым, Ярославом Ниловым и Андреем Свинцовым. «Четырехмиллиметровое отверстие в удостоверении водителя обеспечит ему повышенное внимание со стороны госавтоинспекторов в течение 10 лет», — Нилов уверен, что это достаточно долгосрочное наказание.
— Клеймо на руке?! Этого же никто не увидит! Надо глаз выколоть, а еще лучше — два! Но все эти меры — от беспомощности нашей Думы. Не надо быть депутатом, чтобы принимать подобные законы, можно посадить второклассника с калькулятором, который будет умножать: был год — станет 10. Но пьяному все равно, что его ожидает — 3 или 30! Мне не важно, как накажут потом, мне главное, чтобы никто нетрезвым вообще не садился за руль, — возмущен председатель Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Он уверен, что ни меры полиции, ни решения судов ситуации не изменят — с пьяными за рулем должны бороться сами граждане: увидел пьяного за рулем — позвонил инспектору, выполнил гражданский долг. Так все поступают и в Европе, и в Америке, а у нас почему-то боятся.
— Ничего, кроме улыбки, такие предложения не вызывают, — считает директор петербургского Института безопасного дорожного движения Павел Кравченко. — Следует не столько предупреждать причины ДТП, как это прописано в Законе о безопасности движения, сколько — и это главное — принуждать к исполнению ответственных за это должностных лиц. Мы только считаем убитых, хотя задача решается легко: надо просто реализовать исполнение прописанных нормативов.
Председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев сказал «Известиям», что в сентябре обсуждал с генералом Владимиром Федоровым (экс-глава Главного управления ГИБДД МВД, ныне сенатор) возможность введения спецномеров как меру общественного порицания. Все прочее — это уже чересчур, считает Канаев.
Между тем 85% жителей России поддерживают идею ужесточения наказания за вождение автомобиля в нетрезвом виде — таковы результаты октябрьского опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. 76% опрошенных согласились с тем, что ужесточить наказание следует не только за ДТП с участием нетрезвого водителя и тяжелыми последствиями, но и за сам факт «пьяного вождения», особенно если это совершено не впервые.