Водителей обяжут тестироваться на наркотики
Российских водителей обяжут проходить дополнительные тесты на наличие в крови наркотиков и психотропных веществ. О предлагаемых нововведениях, которые намерены внести в законодательство единороссы, рассказала в интервью «Известиям» глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая. Как пояснила депутат, прохождение обязательных тестов на наркотики коснется не всех автолюбителей, а лишь тех, кто только собирается получить права, и тех, кто работает на пассажирском транспорте.
ФСКН поставит на учет водителей-наркоманов
Согласно законопроекту, обязательно проверяться должны будут лица, чьи профессии связаны с особыми условиями производства, в том числе водители пассажирского и грузового транспорта.
Предполагается, что медицинское освидетельствование на наркотики должно проводиться при приеме на работу и затем ежегодно — в качестве профилактики.
По словам депутата, медорганизация, осуществляющая освидетельствование, будет направлять сведения о потребителях наркотических средств в органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
— Если в результате медицинского освидетельствования выяснится, что водитель хронический наркоман, то сразу возникает вопрос: а можно ли ему доверять управление автомобилем — источником повышенной опасности? — отмечает Яровая.
Напомним, что на сегодняшний день тестирование автомобилистов на наличие наркотиков в крови — дело добровольное.
— Обязаны проходить подобные тесты лишь люди, чья работа связана с повышенным риском: летчики, авиадиспетчеры, для водителей эта норма не является обязательной, — пояснил «Известиям» первый заместитель комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко.
Активисты движения автомобилистов с настороженностью воспринимают поправки о выборочном тестировании. Они полагают, что и сейчас в ходе медицинского освидетельствования на наркотики проверяют всех находящихся за рулем, кто вызывает подозрение.
— У меня как у представителя общественности возникает множество вопросов: кто будет проводить подобные тесты и за чей счет? Если это будут медики со всем оборудованием — это один разговор, или это будет сотрудник ГИБДД, с прибором наподобие алкотестера? — спрашивает председатель «Движение автомобилистов России» Виктор Похмелкин.
Его поддержал адвокат Леонид Ольшанский.
— Согласно статье 19 Конституции, все граждане России равны. Таким образом, либо мы все должны с утра до вечера сдавать анализы, либо только по подозрению, — уверен собеседник «Известий».
Получить право на права
Между тем поправки коснутся как профессиональных водителей, так и новичков. Ирина Яровая предлагает ввести тестирование на наркотики всех начинающих автолюбителей. Эта процедура предусматривается в качестве профилактической меры.
— Водители при первичном получении прав фактически не проходят надлежащей медицинской проверки, не тестируются на потребление наркотиков, — заявила она.
В случае если факт употребления запрещенных препаратов подтвердится, в выдаче водительского удостоверения, по словам Яровой, должно быть отказано. Через полгода водитель вновь сможет сдать тесты, и если результаты не выявят наркотиков в крови, то он получит водительские права.
Представитель общественности Виктор Похмелкин поддерживает предложение ужесточать контроль в данной сфере, но при этом полагает, что надо четче регулировать закон в отношении водителей-новичков.
— И сейчас, без новых поправок, чтобы получить права, надо пройти обязательное медицинское обследование. Без заключения нарколога справку о здоровье водителя никто не выдаст. Возникает вопрос: тесты на наркотики будут делаться в дополнение к справке? Если так, то получается, что законодатели признаются, что у них нет доверия к тем медучреждениям, которые эти справки выдают. Известны случаи, когда наркоману за взятку выдают справку о том, что он здоров. Что ему помешает купить результаты теста? Надо или отменять справку, или пояснять, зачем она нужна, если вводятся обязательные тесты, — уточняет свою позицию эксперт.
Контроль за здоровьем водителей
Кроме обязательного тестирования на наркотики комитет по безопасности нижней палаты планирует выступить с инициативой об установлении межведомственного взаимодействия между ГИБДД и органами здравоохранения.
Как поясняет Ирина Яровая, оба ведомства смогут совместно проводить рейды на транспортные предприятия, водители которых попались сотрудникам ГИБДД в нетрезвом виде: данный факт автоматически повлечет за собой проверку организаций — работодателей пьяных шоферов, а также проведение как предрейсовых, так и послерейсовых медосмотров.
Представители автомобилистов отмечают, что, усиливая внешний контроль за работой транспортных предприятий, Госдуме нужно вернуть внутренний контроль.
— Раньше в советское время были специалисты, контролирующие как техсостояние автомобиля, выходящего на линию, так отвечающие за здоровье водителя — и несли ответственность вплоть до уголовной. Сейчас таких спецов нет, особенно в частных автопарках и транспортных предприятиях. Минздраву никаких сил не хватит всех проверять, а если ввести такие должности в штатное расписание и требовать с них выполнение обязанностей, то таким образом установится и внутренний контроль, — заявил Виктор Похмелкин.
Госдума привлечет ГЛОНАСС для борьбы с нарушителями ПДД
Яровая также отметила, что безопасность пассажироперевозок не останется без внимания парламентариев.
— Мы предлагаем правительству более широко применять принудительные ограничители скорости на автобусах для перевозок детей, общественном транспорте, маршрутных такси и транспортных средствах с опасными грузами, — рассказывает она.
Речь идет о том, что такой транспорт необходимо оборудовать контрольными устройствами, которые будут фиксировать скорость движения автомобиля. А инспекторам ГИБДД может быть дано право снимать с них показания скорости движения.
Для обеспечения законности процедур контроля на дорогах, Яровая предлагает продолжить процесс оснащения автомобилей ДПС ГИБДД камерами внутреннего наблюдения (видеорегистраторами).
Однако эксперты склонны считать, что нужно не только вносить изменения в современное законодательство, но прежде всего усилить работу по исполнению законов.
— Сегодня вы можете купить любую справку, документ, а также почистить кровь. Последним таким примером стал Алексей Русаков, по чьей вине попала в аварию машина с актрисой Мариной Голуб. Водитель сбежал, потому что, видимо, решил «выветриться». Однако ему не повезло — в машине осталось слишком много его крови, анализы которой покажут, в каком состоянии он находился, — заявил психиатр-криминалист Михаил Виноградов.
В то же время правозащитник Леонид Ольшанский критически отнесся к инициативам Яровой. Эксперт выступает ярым противником того, чтобы «гаишники проводили проверку на содержание алкоголя или наркотиков, а тем более фиксировали ее на видео».
Раскол в «Единой России»
Обсуждение мер, которые необходимо принять в отношении лиц, «употребляющих за рулем», чуть не привело к расколу в партии власти.
Так, депутат «Единой России», первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков заявил, что норма в 0,2 промилле еще может вернуться.
— С учетом готовящихся ужесточений мы требуем определения в законодательстве критериев понятия «опьянение», чего не сделано до сих пор. Я собираюсь использовать свое право на внесение поправок в рамках второго чтения законопроекта в Госдуме.
Он также рассказал, что недавно передал в правительство заключения специалистов из института метрологии, а также экспертов по медицинскому освидетельствованию, в которых сказано о необходимости учета возможных погрешностей.
Поправки в законодательство будут внесены в Госдуму уже на следующей неделе. Ряд депутатов от ЕР уже пообещали поддержать законопроект Лысакова с нормой в 0,2 промилле. Однако на днях члены правительства однозначно высказались в поддержку предложения Ирины Яровой оставить нулевое содержание промилле.