Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Рембрандт из Жерновки Тульской губернии

В Музее личных коллекций реконструировано знаменитое художественное собрание семьи Мосоловых
0
Рембрандт из Жерновки Тульской губернии
Вауверман Филипс Паувелс «Возвращение с охоты». Фото: arts-museum.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Эта история начиналась больше 200 лет назад, когда братья Николай и Федор Мосоловы под влиянием своего приятеля, могущественного графа Алексея Орлова-Чесменского, принялись коллекционировать изобразительное искусство. Особенно проникся этой страстью Николай Семенович Мосолов, устроивший в своем имении Жерновка Тульской губернии подобие картинной галереи с работами итальянских, французских и голландских художников.

Увлеченность он впоследствии передал сыну, Семену Николаевичу, который в числе первых самостоятельных приобретений заполучил коллекцию офортов Рембрандта. Именно этот сегмент — голландская и фламандская графика XVII столетия — стал главным для семейного собрания. Линию продолжил и представитель третьего поколения, Николай Семенович Мосолов-младший. Доведя коллекцию чуть ли не до совершенства, в 1914 году он завещал ее Румянцевскому музею, откуда большая ее часть была впоследствии передана в ГМИИ. 

В советскую эпоху о происхождении многих музейных сокровищ вспоминать было не принято. Мол, какая разница, что за крепостники и капиталисты прибирали в свое время к рукам художественные ценности, важно, что теперь все это принадлежит народу. Хотя как раз изначальные владельцы ряда коллекций придавали им интеллектуальную осмысленность и даже порой научную строгость.

Например, упоминавшийся выше Семен Николаевич Мосолов был не только фанатичным собирателем офортов Рембрандта и художников его круга (за свою жизнь он приобрел больше 350 оттисков), но еще и крупным специалистом по этой теме — писал трактаты и самолично гравировал копии с листов XVII века, стремясь вернуть в обиход старинные технологии. Собственно, вся эта династия отличалась высоким уровнем компетенции в вопросах искусства и умением отыскивать подлинные раритеты. 

Неудивительно, что сегодняшние музейщики склонны вспоминать про подобные исторические сюжеты. Отдел личных коллекций ГМИИ взялся за временное воссоздание мосоловского собрания, задействовав не только собственные фонды, но и пригласив к участию Третьяковку и Государственный музей Востока, где имеются экспонаты из того же первоисточника. Скажем, на выставке можно увидеть портреты членов семьи Мосоловых, написанные Орестом Кипренским и Василием Тропининым — это вклад ГТГ, а музей Востока добавил к проекту коллекцию японских нэцке, любовно собиравшихся последним владельцем фамильных сокровищ. Однако недаром в заголовок экспозиции вынесено имя Рембрандта: он здесь является центральной фигурой, именно его офорты и рисунки задают тон всему происходящему. Не забыта, разумеется, и графика его современников и соотечественников — Яна Ливенса, Хендрика Аверкампа, Якоба ван Рейсдала, Николаса Берхема, Адриана ван Остаде. Золотой век голландского искусства явлен целой визуальной симфонией. 

Хотя, конечно, на то и личные пристрастия, чтобы отклоняться от «магистральной линии». При всей своей любви к голландцам Мосоловы не могли устоять и перед другими художественными явлениями. Картина «Буря на море» Клода Жозефа Верне, пара итальянских бронзовых скульптур или графика барбизонцев — все это следы краткосрочных «романов» с разными европейскими феноменами. Получалось не без эклектики, зато по-человечески объяснимо и даже оправдано. Сортирует и классифицирует музей, а коллекционер ищет и увлекается.

Комментарии
Прямой эфир