Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Минфин отказывается прощать регионам долги

Совет Федерации впервые за 15 лет попросил Минфин списать регионам бюджетные кредиты, но ведомство Антона Силуанова лишь подумывает о реструктуризации долгов
0
Минфин отказывается прощать регионам долги
Фото: Сергей Мамонтов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Простить долги, накопленные субъектами федерации после кризиса, публично предложили правительству члены Совета Федерации и глава Счетной палаты Сергей Степашин. То, что верхняя палата парламента обращается в Минфин по этому вопросу, говорит о критичности ситуации, отмечают эксперты. Но Минфин непреклонен: он не будет списывать регионам задолженность по бюджетным кредитам, сообщили «Известиям» в министерстве.

Во время обсуждения проекта федерального бюджета сенаторы не раз публично обращались к министру финансов Антону Силуанову с просьбой списать долги по выданным субъектам бюджетным кредитам, ссылаясь на тяжелое финансовое положение регионов. Например, с такой инициативой на парламентских слушаниях в Совете Федерации 2 октября выступил зампред комитета верхней палаты парламента по экономполитике Юрий Росляк. По его словам, субъектам вернуть эти кредиты невозможно.

Зампредседателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Вячеслав Новиков на прошлой неделе публично высказал Силуанову недовольство тем, что «затраты на здравоохранение и образование растут и все они перекладываются на субъекты федерации». И тоже указал на бюджетные кредиты как на источник частичного решения проблемы. Просьба рассмотреть вопрос о возможности списания бюджетных кредитов содержалась в заключениях Совета Федерации к проекту бюджета, сказала «Известиям» руководитель аппарата бюджетного комитета Совета Федерации Юлия Проскурякова.

«То были не кредиты, а скрытые субсидии»

По оценкам ведущего научного сотрудника Центра развития Высшей школы экономики Андрея Чернявского, в связи с необходимостью повышать зарплаты бюджетникам в сфере образования нагрузка на региональные бюджеты возрастет на 0,3-0,4% ВВП, по здравоохранению — на 0,2% ВВП. Как ранее говорил сам Антон Силуанов, на выполнение указов президента субъекты дополнительно потратят 228 млрд рублей в 2013 году, 479 млрд рублей в 2014 году и 673 млрд рублей в 2015 году.

Как рассказал «Известиям» Вячеслав Новиков, регионы предлагают списать не всю сумму выданных бюджетных кредитов, а их часть, например, кредиты, выданные на ликвидацию последствий стихийных бедствий.

— Рассмотрение индивидуальное по регионам. Речь идет о принципе, о том, что бюджетные кредиты большей своей частью были скрытыми субсидиями, — говорит Новиков.

Ходатаем за регионы перед Антоном Силуановым выступил даже глава Счетной палаты Сергей Степашин. На проблему существенного увеличения дефицита консолидированных бюджетов регионов — с учетом дополнительных обязательств по зарплатам, прогнозируемый дефицит региональных бюджетов возрастет с 32 млрд рублей в 2012 году до 120,8 млрд рублей в 2013-м. На это Степашин указал главному финансисту России на прошедшем 10 октября заседании бюджетного комитета Госдумы. И тоже попросил министра рассмотреть возможность реструктуризации или даже списания части задолженности проблемных регионов по бюджетным кредитам.

Минфин, может быть, реструктуризует

Вместе с тем ситуация с долгами в регионах только ухудшается. По данным Минфина, на 1 августа 2012 года в структуре госдолга субъектов РФ наибольший удельный вес занимают долговые обязательства именно по бюджетным кредитам в сумме 412,6 млрд рублей (37,1%).

По бюджетным кредитам больше всего задолжали Приволжский и Центральный федеральные округа — согласно статистике Минфина, на 1 августа 2012 года долг ПФО составляет почти 133 млрд рублей, долг ЦФО — почти 114,1 млрд рублей (в основном за счет Москвы и Московской области). На третьем месте со значительным отрывом — Южный федеральный округ (47,5 млрд рублей). С начала года субъекты погасили бюджетных кредитов на сумму 54 млрд рублей.

По словам председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгения Бушмина, предусмотренные проектом закона о федеральном бюджете дополнительные 100 млрд рублей на финансовую поддержку регионов (из них 60 млрд рублей будут распределены уже по принятии бюджета на 2013 год), хотя и составляют 1/4 всего фонда финансовой поддержки, но явно недостаточны — и трети регионов придется очень тяжело. Многие не в состоянии увеличить свои доходы — например, высокодотационные Ингушетия, Тыва, Дагестан, Алтай.

На вопрос «Известий» о списаниях в Минфине ответили, что списывать долги по бюджетным кредитам не собираются, а вопрос целесообразности реструктуризации кредитов прорабатывается.

Частные походы губернаторов в Минфин неуместны

Завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Владимир Назаров считает, что раз в этом году изменился привычный ход вещей и не главы регионов в частном порядке пытаются решить свои проблемы, а Совет Федерации обращается с просьбой к министру финансов, это явный признак масштабности проблемы.

В аппарате бюджетного комитета Совета Федерации припомнили, что в последний раз верхняя палата парламента обращалась с просьбой списать задолженность по кредитам субъектам РФ еще в 1990-е годы.

— После кризиса накопился большой объем кредитов, сейчас подходит время их погашения, в 2012 году пик выплат этих долгов, — пояснил Владимир Назаров. — Списание кредитов нивелирует их сущность, это подрывает финансовую дисциплину, поэтому если Минфин идет навстречу регионам, то, как правило, использует другие каналы — пролонгацию, дополнительные дотации на сбалансированность, предоставление других видов межбюджетных трансфертов. Чтобы Минфин пошел навстречу, исполнение бюджета в регионе должно быть плохим, но не безобразным.

Дефицит бюджета-2013 повиснет на регионах

По словам директора департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игоря Николаева, логично, что при сегодняшней напряженной ситуации с бюджетом Минфин не хочет списывать долги, то есть увеличивать недополученные доходы.

— Странно, что Совет Федерации обращается с такой просьбой к Минфину, когда проект бюджета уже в Госдуме, не помешало бы более тесное взаимодействие палат парламента, — удивляется Игорь Николаев.

По словам Николаева, недофинансирование регионов — одна из ключевых проблем бюджета на 2013 год: их нагрузили обязательствами, недогрузили доходными источниками и явно переоценивают объемы региональных бюджетов, потому что экономика не будет так расти, как сказано в проекте бюджета. По оценке ФБК, прогнозные показатели по росту ВВП в 3,7% в 2013 году, на основе которых рассчитан бюджет, вызывают большие сомнения. В ФБК считают, что в следующем году рост экономики будет в лучшем случае нулевым.

В Минфине же, напротив, рассчитывают, что собственные доходы субъектов федерации прирастут в 2013 году на 1 трлн рублей, в 2014-м — на 800 млрд рублей, а в 2015 году — чуть больше чем на 1 трлн рублей. И проблема дефицита, таким образом, рассосется сама собой.

— В богатых регионах, таких как Московская область, тяжелая ситуация возникает либо из-за воровства, либо из-за крайней неэффективности расходования бюджетных средств. В регионах, которые проводили нормальную политику, например, в Пермском крае, все было хорошо и до, и после кризиса, — указывает Владимир Назаров.

На слушаниях 8 октября в Общественной палате по проекту федерального бюджета Антон Силуанов отверг предложения по увеличению дефицита бюджета на 1 п.п. (15 октября он вообще заявил, что предусмотренного проектом дефицита в 0,2% не будет, бюджет будет бездефицитным). Он отметил, что федерации денег тоже не хватает, в том числе на оборонку. Уступать регионам Минфин явно не намерен. То есть несмотря на консолидированную позицию субъектов Федерации в отстаивании своих прав на федеральные деньги, губернаторам, скорее всего, придется, как и прежде, решать вопрос задолженности в индивидуальном порядке. И при этом оглядываться на предложение Антона Силуанова, которое он сделал в сентябре в Совете Федерации, ужесточить ответственность глав регионов, проводящих безответственную финансовую политику и допускающих неисполнение своих обязательств.

Комментарии
Прямой эфир