«Внутри новой команды Иванишвили отсутствует консенсус»
Замминистра по евро-атлантической интеграции Грузии Елена Хоштария оказалась единственным чиновником команды Михаила Саакашвили, который был приглашен в новый состав кабинета министров Бидзины Иванишвили. Хоштария отказалась от этого предложения и в интервью «Известиям» объяснила причины своего поступка. Свое нежелание работать с Иванишвили она объяснила тем, что в новом правительстве отсутствует единая позиция по многим вопросам. Главная из них — внешняя политика обновленного кабмина. Экс-замминистра считает, что идея об интеграции Грузии в Североатлантический альянс вскоре сойдет на нет.
Кроме того, Елена Хоштария пояснила, что до сих пор не ясно, как сложится судьба многих чиновников кабинета Михаила Саакашвили. По словам собеседницы «Известий», многие соратники лидера партии «Грузинская мечта» по коалиции неоднократно подчеркивали, что они попытаются сохранить стабильность в госструктурах, оставив в правительстве всех чиновников рангом ниже замов.
— Но сейчас из-за противоречивых и взаимоисключающих заявлений прогнозы делать трудно. Новому правительству будет сложно сохранить стабильность, так как коалиционному кабинету захочется привести своих людей. Выход из правительства — мое решение. Трудно понять, как работать в госструктуре, внешнеполитический курс которой для меня остается под большим знаком вопроса, — пояснила Хоштария.
По ее словам, внутри новой команды отсутствует консенсус. Так, люди высказывают противоположные мнения по фундаментальным внешнеполитическим вопросам: о членстве Грузии в НАТО, об отношениях с Москвой и Западом.
— Одни утверждают, что вступление Грузии в НАТО — гибель для страны. При этом данную точку зрения высказывают не маргиналы, а те, кто входил в первую десятку парламентского списка коалиции. Двоякая позиция прослеживается также среди тех, кто изъявляет желание присоединиться к Североатлантическому блоку. Иванишвили, с одной стороны, в своих заявлениях выступает за присоединение к НАТО. А с другой — указывает, что данный вариант развития событий возможен только на фоне нормализации отношений с Россией и в зависимости от ее позиции по этому вопросу, — подчеркивает экс-замминистра грузинского правительства.
Елена Хоштария напомнила, что правительство Михаила Саакашвили «никогда не выступало против России». Со стороны бывшего кабмина была нацеленность на налаживание диалога между Москвой и Тбилиси, но не за счет наших национальных интересов. В свою очередь, позиция Иванишвили иная: вступить в НАТО, предварительно договорившись с Россией.
— Такая позиция Иванишвили со временем ляжет в основу смены курса. Грузия откажется от НАТО. Правительство будет заявлять, что ему важнее отменить визы с Россией, иметь общий рынок с ней и проч. Однако для меня как грузинки важнее выполнять волю народа: интеграция нашей страны в евро-атлантические структуры. В то же время еще раз подчеркну, что это не направлено против России, — полагает собеседница издания.
По мнению экс-замглавы министерства по евро-атлантической интеграции Грузии, нормализация отношений с Россией сегодня, к сожалению, возможна только при двух обстоятельствах. Во-первых, это усиление международных позиций Грузии в целом. Во-вторых, после интеграции в НАТО. В качестве аналогии Хоштария приводит отношения России с прибалтийскими государствами, ведь только после их вступления в альянс у Москвы нормализовались отношения с этими странами.
— В новом кабинете существует еще множество нюансов. А работать там, где столько неясных моментов, невозможно, — пояснила Хоштария.
Тем не менее эксперты не согласны с пессимистичными прогнозами относительно персонального состава нового грузинского кабмина.
Политолог-международник, кандидат политических наук, преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрей Сушенцов считает, что оптимизм в кабинете Иванишвили внушает фигура министра по реинтеграции Пааты Закареишвили.
— Это один из наиболее конструктивных и разумных политиков в Грузии, долгое время находившийся в политической оппозиции. Он эксперт, настроенный на прагматичное взаимодействие с Россией. Главное отличие нового кабинета состоит в том, что отдельные фигуры, которых я знаю лично, дают надежду на то, что взаимодействие по урегулированию российско-грузинских отношений наконец-то будет носить конструктивный характер, — поясняет эксперт. — К примеру, когда Тбилиси будет обращаться к Москве, он будет пытаться достигнуть соглашения, а не использовать Кремль инструментально в контексте своих взаимоотношений с Западом.
Говоря о перестановках в кабинете, собеседник издания заметил:
— Есть острый антагонизм между политическими силами Грузии. Сегодня разумно уделить внимание тем, кто останется в кабинете. Однако если состав правительства поменяется полностью, это будет неплохо.
Андрей Сушенцов подчеркнул, что Россия «принципиально и последовательно будет выступать против вхождения любой постсоветской страны в Североатлантический альянс».
— Предыдущее правительство делало пропагандистский акцент на вступлении в НАТО. Хотя всем было ясно, что этого не произойдет. Однако России важно понять, что даже если нынешнее правительство Грузии перестанет «шуметь» по этому вопросу, линия на евро-атлантическую интеграцию может быть продолжена, — придерживается той же позиции, что и бывшая замминистра, политолог.
Правда, теперь в этом процессе, как полагает эксперт, больше условности — степень стремления Тбилиси в НАТО прямо зависит от успеха или неудачи примирения с Москвой. Нельзя упустить возможность наладить отношения с Тбилиси еще и потому, что неуспех российской политики правительства Иванишвили оттолкнет от идеи российского вектора широкие круги грузинского общества и даст козыри сторонникам действующего президента Саакашвили.