Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ узнали о предложении политика из Нидерландов послу Франции разделить Бельгию
Мир
В Ереван направили тысячи полицейских на шествие в память о геноциде армян
Мир
В Молдавии обвинили власть в пренебрежении историей перед Днем Победы
Мир
В ООН признали закон о меньшинствах на Украине дискриминацией русскоязычных
Мир
Иран выразил готовность к переговорам с Европой по вопросу вокруг ядерной программы
Наука и техника
Космонавт Овчинин рассказал о хорошем самочувствии после возвращения с МКС
Мир
Президент Польши признал необходимость уступок в переговорах со стороны Украины
Армия
Экипажи армейской авиации ВКС России уничтожили бронетехнику ВСУ в зоне СВО
Мир
Украина с июля перейдет на стандарты напряжения ЕС в электросетях
Мир
СМИ узнали о намерении 50 глав государств посетить похороны папы римского
Общество
Суд приговорил к девяти годам заключения наемника ВСУ из Колумбии
Мир
Захарова негативно высказалась об атаке США по нефтяному порту в Йемене
Мир
ВВС Швеции проведут крупные учения с 28 апреля по 9 мая
Пресс-релизы
«Волонтеры Победы» дали старт международной акции «Георгиевская лента»
Мир
Великобритания запретила поставку игровых контроллеров в Россию
Мир
AFAD зафиксировало 266 афтершоков после землетрясения в Стамбуле
Мир
Захарова предложила Западу расплатиться со странами Африки

Евгений Гришковец спел оду промокашке

В новом спектакле писатель и драматург признался, что только бумага полноценно сохраняет содержание времени
0
Евгений Гришковец спел оду промокашке
Фото: Анатолий Жданов
Выделить главное
Вкл
Выкл

Фестиваль моноспектаклей SOLO в театральном центре «На Страстном» эффектно открылся премьерой Евгения Гришковца. «Прощание с бумагой» — его сентиментальное признание в любви к эпохе до цифровых носителей. 

Евгений Гришковец не выпускал новых спектаклей три с половиной года. «Никто не сможет упрекнуть меня в том, что я зачастил», — пошутил он перед началом. «Прощание с бумагой», конечно, содержит не так много исторических сведений, как «Дредноуты», изобиловавшие фактами, датами и цифрами. Но и здесь поднят большой справочный материал. В частности, Гришковец демонстрирует подкованность в истории древнего Новгорода, цитируя наизусть содержание берестяных грамот. Много любопытного зрители узнают и о печатных машинках, а также о том, что выпуск оных прекратился в 2010 году. 

Но, конечно, главное в спектакле — не эти сведения, а наша коллективная эмоциональная память, которую Гришковец будоражит, вспоминая шелест газет и приятную ломкость бумажных купюр, запах новой книги и пыль библиотек, скупую скоропись телеграмм и томительное ожидание писем — все, что так или иначе скоро покинет нас с приходом новых технологий. А что-то уже безвозвратно ушло, как перья, чернильницы и розовые промокашки, которые когда-то вкладывали в школьные тетради. Одну такую Гришковец демонстрирует как драгоценный музейный экспонат, надев белые перчатки. 

В спектакле не так много сценографии: письменный стол, заваленный ворохом бумаг, книг, чертежей и фотоальбомов, поверх которых водружается ноутбук — куда ж без него. А на заднем плане — четыре двери, за которыми оказываются то книжные полки, то стена с почтовыми ящиками, то лубочные березки (это к берестяным грамотам), то хитрая система трубопроводов, по которым, как думалось маленькому Жене, путешествуют наши письма. 

В «Прощании с бумагой», как всегда у Гришковца, много детских воспоминаний. Наверное потому, что они — самые яркие, эмоциональные, не затуманенные взрослой рефлексией. Подобные сильные чувства, пожалуй, может вызвать только записка 17-летней давности, отправленная жене в роддом и с тех пор лежавшая на дне картонной коробки вместе с другими семейными реликвиями. «Зачем мы все это храним?» — спрашивает Гришковец и сам себе отвечает: «Ничто так не сохраняет содержание времени, как бумага». 

Порою этот монолог начинает походить на поэзию: так страстно и любовно актер говорит о книжных корешках и белоснежном листе А4. Чувствуется, что для Гришковца это очень личная и важная тема. Ведь известно, что все свои тексты (кроме постов в ЖЖ, которые потом тоже превращаются в книги) он пишет от руки.     

Но бумага здесь — не только рабочий материал писателя, но часть того образа жизни, той эпохи, которая постепенно уходит от нас, вытесняемая эрой цифровых технологий. Ностальгия о прошлом и даже о настоящем — это, пожалуй, главная родовая черта всех текстов Гришковца. И именно поэтому они имеют такой бешеный успех. «Что пройдет, то будет мило» — принцип устройства нашей памяти.

Знакомое и привычное гораздо ближе нам, чем неизвестное, пугающее будущее. И нет для русского человека ничего приятнее, чем сидя в компании старых друзей, предаться общим воспоминаниям. Собственно, именно это и предлагает нам Евгений Гришковец. 

Другие участники фестиваля SOLO требуют от зрителя менее комфортного и более напряженного участия. Например, в спектакле «Всё, наконец!» герой сообщает, что сейчас он досчитает до тысячи и покончит с собой, так что публике придется понервничать. Также в программе тексты Камю и Еврипида, Елены Шварц и Федора Абрамова, поэзия Иосифа Бродского в исполнении Алексея Девотченко и монолог неистовой Медеи — Оксаны Мысиной, новые трактовки Шекспира и пьесы прежде не известных нам авторов.

Завершит фестиваль спектакль итальянского провокатора Пиппо Дельбоно «Июньские рассказы». Обычно режиссер занимает в спектаклях непрофессиональных артистов и людей с ограниченными возможностями и психическими отклонениями. Сам Дельбоно вот уже 20 лет борется с ВИЧ-инфекцией и делает свою болезнь частью творчества. Так что зрителей наверняка ждет радикальное, может быть жесткое, но исступленно искреннее, исповедальное высказывание.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением