Евразийская интеграция: парламентский вектор
Год назад, 4 октября 2011 года, в «Известиях» была опубликована статья В.В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня». Затем вышли статьи А.Г. Лукашенко «О судьбах нашей интеграции» и Н.А. Назарбаева «Евразийский союз: от идеи к истории будущего».
Эти публикации отразили схожие подходы лидеров трех стран к созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). Они не только предваряли старт этого, по сути, нового проекта, но и обозначили контуры еще более амбициозной задачи — создания Евразийского союза.
Программные установки руководителей наших стран получили широкую общественную поддержку и находят свою практическую реализацию (успешно претворяются в жизнь). Создана и набирает силу Евразийская экономическая комиссия — первый на постсоветском пространстве постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Развивается и нормативно-правовая база евразийской интеграции — на ратификацию в Государственную думу направлены четыре международных соглашения, дополняющие 17, ранее принятых, базовых договоров ЕЭП. А самое главное — растет объем товарооборота, углубляется производственная кооперация между предприятиями, упрощается внутренняя миграция в рамках трех наших государств.
Как видим, за последнее время на евразийском интеграционном направлении произошли очень заметные прорывы. И крайне важно, чтобы работа парламентов России, Белоруссии и Казахстана не отставала от таких тенденций на нашем пространстве.
Несмотря на имеющиеся объективные трудности, в 2013–2014 годах должна быть в основном сформирована нормативно-правовая база евразийской интеграции, необходимая для подписания до 1 января 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе.
В поле нашего зрения должны быть формирование и развитие евразийских наднациональных институтов, дальнейшее сближение, гармонизация национальных законодательств, а также их унификация в тех сферах, которые определены соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Единого экономического пространства.
Напомню, что 17 мая 2012 года в Санкт-Петербурге на встрече председателей парламентов Белоруссии, Казахстана и России было принято решение о создании Рабочей группы по вопросам парламентского измерения евразийской экономической интеграции. Недавно в рамках этой рабочей группы прошло совещание в Москве. Дискуссии парламентариев показали широкий спектр взглядов на евразийский парламентаризм. Одни парламентарии — «евразооптимисты» — призывают, не дожидаясь создания Евразийского экономического союза, уже в ближайшее время сформировать Евразийский парламент. И как один из возможных путей видят проведение прямых демократических выборов. Их оппоненты — «евразоскептики» — считают, что это еще очень отдаленная перспектива. А некоторые вообще сомневаются в правомерности существования в Евразии наднациональных парламентских структур.
В этой связи хотел бы привести цитату из опубликованной 25 октября 2011 года в «Известиях» статьи президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева: «Вполне закономерно, что уже сейчас в наших странах есть и свои «евразооптимисты» и «евразоскептики». Полемика между ними только помогает видеть и последовательно устранять издержки интеграционного процесса. Я думаю, что уже в недалеком будущем их дебаты будут вестись с трибуны Евразийской ассамблеи — наднациональной структуры, объединяющей парламентариев наших стран».
Прошел год, и справедливость такой оценки лишь находит свое подтверждение. В содержательных дискуссиях идет выработка общих подходов, а видимые издержки — устраняются в диалоге. Как представляется, сегодня правильно говорить о двухэтапном процессе формирования парламентского органа евразийской интеграции. В ближайшей перспективе это может быть Евразийская межпарламентская ассамблея, созданная путем делегирования в нее депутатов национальных парламентов. И только со временем, после создания всех соответствующих условий, Евразийская ассамблея может быть преобразована в полноценный Евразийский парламент.
Международные соглашения, принимаемые Евразийской экономической комиссией, требуют приведения в соответствие с ними национальных законодательств и предварительной парламентской экспертизы. Поэтому создаваемую Евразийскую ассамблею будет необходимо наделить рядом существенных полномочий. В частности, такими, как право разрабатывать Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, которые после рассмотрения Высшим евразийским экономическим советом приобретут директивный характер.
Экономическая интеграция в Евразии невозможна без вовлечения в этот процесс широких слоев общественности наших стран. В этом плане евразийский парламентский орган тоже мог бы сыграть важную роль. Речь идет о выработке рекомендаций для Высшего евразийского экономического совета, обращениях с запросами и рекомендациями к Евразийской экономической комиссии, Евразийскому суду, а также к парламентам стран-членов и стран-партнеров нового интеграционного образования.
При формировании нового парламентского органа важно учитывать как практику Европейского парламента, так и опыт, накопленный Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС и Парламентским собранием Союза Беларуси и России.
Так, особый интерес вызывает практика назначения Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС судей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного совета.
Будет, безусловно, востребована и практика наднациональной парламентской экспертизы, опыт работы над бюджетом союзного государства и контроля за его исполнением. Не менее важен и опыт союзных парламентариев по синхронизации работы национальных законодательных органов.
Наделяя полномочиями Евразийскую ассамблею, наши государства будут руководствоваться принципами добровольности, суверенности, равенства и ответственности за принятые обязательства. При этом ни о каком возврате к СССР не может быть и речи. Наднациональные институты Евразийского экономического союза могут формироваться лишь в соответствии с конституциями наших суверенных государств.
Дискуссии парламентариев вызывает также вопрос о составе участников Евразийской ассамблеи. Лидеры наших государств неоднократно подчеркивали, что формируемый Евразийский союз — это открытый проект. Как писал в «Известиях» В.В. Путин: «Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. При этом не собираемся кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами».
Такой же подход должен быть реализован и при формировании Евразийской ассамблеи. Ее полноправными членами не могут быть парламенты государств, еще не ставших членами Единого экономического пространства. Вместе с тем они могли бы активно участвовать в работе Евразийской ассамблеи в качестве партнеров, имеющих намерение присоединиться к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.
Еще раз подчеркну: опубликованные год назад в «Известиях» статьи лидеров наших стран дали серьезный импульс процессам всесторонней евразийской интеграции. Уверен, что уже в недалеком будущем наши народы дадут высокую оценку принятым политическим решениям. Этому примеру достижения общих договоренностей по самым сложным вопросам должны следовать и парламентарии.