Средневековые людоеды вышли на японские экраны

В Японии выходит аниме-фильм про каннибализм. Предыстория его берет начало в 1970 году, когда автор манги (японских комиксов) Джордж Акияма нарисовал мрачную историю про мальчика по имени Асюра. Манга получилась настолько жестокой, что была ограничена к продаже властями ряда префектур. А сам Акияма стал на какое-то время персоной нон грата в большинстве манга-издательств.
Речь в комиксе идет о постапокалиптической феодальной Японии, где каждый выживает как может. После того как голодная мама попыталась зажарить Асюру живьем, мальчик озлобился и сам стал сжирать себе подобных. Но потом он встретил буддийского монаха и девушку по имени Вакаса. Планировалось, что в конце Асюра станет добрым и хорошим, однако мангу ограничили к продаже раньше, чем дело дошло до развязки (в Японии комиксы выходят отдельными книгами с продолжениями).
Теперь компания Toei Animation Co. решила возродить «Асюру», причем вывести его на широкий экран. Кроме того, выпустить скандальный комикс изъявили желание сразу несколько издателей печатной манги — например, такое крупное, как Gentosha.
— По сути, «Асюра» был запрещен лишь для детей до 18 лет — из-за обилия сцен каннибализма, которые были сочтены неприемлемыми для детей, — поясняет помощник — специалист по субкультурам профессора университета Мэйдзи Каитиро Морикава. — То есть речь не шла о тотальном запрете.
Что интересно, Акияма в своих произведениях периодически пытается разрушать семейные узы, притом что семья в Японии — одна из главных ценностей. Так, и в «Асюра», где автор выворачивает на всеобщее обозрение самые неприглядные уголки человеческой души.
Есть психологический прием очищения через познание себя, он сродни дзен-буддийской медитации на разлагающийся труп. Это иллюстрация буддийской догмы, что в этом мире ничему не надо придавать значения, а с такой точки зрения самое плохое и самое хорошее не отличаются друг от друга.
Так что мангу «Асюра» можно счесть возрождением дзен-буддийских канонов в области современного рынка развлечений. Вопрос, конечно, ставил ли перед собой такие задачи сам Акияма, когда в 1970 году задумал обрисовать темные ужасы постапокалиптической и при этом феодальной Японии?
И еще вопрос — почему «Асюру» вытащили из-под спуда именно сейчас? В том ли дело, что публике уже не хватает остроты и в ход идут самые экстравагантные приемы? Или секрет в маркетинговой политике компаний, желающих поднять свой рейтинг за счет скандальной манги? Или это последствия «Фукусимы» и напоминание об отголосках ядерной катастрофы?
Недаром в Японии сейчас на подъеме антиядерное движение во главе с нобелевским лауреатом Кэндзабуро Оэ. А министр промышленности заявил на днях, что строительство новых АЭС надо прекратить, и сделать это насколько возможно быстро. Вот и Асюра, маленький каннибал с окровавленным топором, может стать одним из ужасов, загоняющих Японию в век альтернативной энергетики.