Ренцо Пьяно построил дом для заспиртованных коров
Музей современного искусства Аструп Фернли в Осло обзавелся новым роскошным зданием, спроектированным знаменитым архитектором Ренцо Пьяно.
Вообще-то столица Норвегии не обделена «очагами культуры»: в относительно небольшом, даже не миллионном городе их очень много. Но не бывает предела совершенству. Частный музей Аструп Фернли, основанный в 1993 году, существовал по сию пору вполне благополучно, тем не менее его хозяева решили не стесняться своих амбиций и поставили перед собой задачу внести заведение в список европейских лидеров. Для этого было недостаточно обладать внушительной коллекцией — требовался архитектурный прорыв. Реализовывать его взялся прославленный итальянец Ренцо Пьяно, автор нашумевшего в 1970-е годы проекта Центра Помпиду в Париже и множества других объектов по всему свету.
Строительство нового музейного здания длилось три года и обошлось в €90 млн, что в кризисные времена могло бы считаться расточительством. Однако охота пуще неволи — проект был осуществлен в том виде, в каком и задумывался, безо всякой экономии на «излишествах».
Комплекс из трех строений, объединенных общей прозрачной крышей, не отличается гигантскими размерами, но выглядит весьма эффектно и оригинально. Ренцо Пьяно максимально обыграл местоположение нового музея: он возведен у самой кромки Осло-фьорда, на стыке земли и моря. Архитектор стремился к тому, чтобы вода вместе с солнечным светом стали главными «строительными материалами» для здания. Сейчас можно с уверенностью сказать, что замысел удался: музей вписался в ландшафт весьма органично, несмотря на засилье высоток в окрестном районе Тьювхолмен. К строению примыкает небольшой скульптурный сад, и даже мини-пляж тут имеется. Урбанизм у Пьяно не соперничает с природой, а берет ее в союзники.
Премьерная выставка, на открытие которой собрался весь норвежский бомонд во главе с королевой Соней, носит название To Be With Art Is All We Ask («Быть с искусством — это все, что мы просим»). Разумеется, здесь фигурируют все главные хиты из коллекции Аструп Фернли: для того и строили новое здание, чтобы преподнести их повыгоднее. Здешняя музейная стратегия всегда была нацелена на приобретение искусства интернационального и актуального, так что наряду с произведениями норвежских художников в экспозиции можно увидеть работы Джеффа Кунса, Дэмиана Херста, Сидни Шерман, Трейси Эмин, Маурицио Каттелана, Ширин Нешат и других звезд планетарной арт-сцены.
Многие из этих опусов, кстати, способны эпатировать почтенную публику — вернее, могли бы эпатировать, если бы публика заранее не прощала авторам любые вольности. Судя по реакции гостей вернисажа, ни заспиртованные коровы в разрезе, ни множественные гей-лесбийские коннотации, ни задиристые обращения к религиозной тематике никого не приводили в состояние шока. Видимо, дело даже не в присущей норвежцам толерантности, а в искреннем желании разобраться, что же имели в виду художники, нагнетая остроту или фривольность.
Поскольку владельцы музея делают ставку на имена и хиты, а не на репрезентацию всего художественного процесса, выставка, конечно, не лишена эклектики и субъективизма. Но такова уж природа частного собирательства: личные предпочтения почти всегда ставятся выше системного подхода.
В этом нет никакой беды, если такой музей современного искусства не единственный в городе и в стране. Надо сказать, что в Норвегии с показами contemporary art дело обстоит очень неплохо, поэтому едва ли стоит сетовать, что музей Аструп Фенерли будет однобоко формировать вкусы местного населения. Впрочем, среди целого ряда художественных музеев Норвегии именно этот сейчас претендует на роль главного.