Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Подрядчика по космодрому Восточный выбрали без конкурса

Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры взялся построить стартовый комплекс для ракет «Союз» за три года и 9 млрд рублей
0
Подрядчика по космодрому Восточный выбрали без конкурса
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Роскосмос провел основные тендеры на создание космической инфраструктуры для космодрома Восточный. Тендеры на создание стартового комплекса для ракет «Союз-2» (максимальная стоимость лота 9 млрд рублей) и заправочного комплекса с кислородно-азотным заводом (на 4,1 млрд рублей) признаны несостоявшимися из-за единственного участника, подавшего заявку — ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ). В результате конкурсная комиссия рекомендовала космическому агентству заключить контракт с ЦЭНКИ, что в скором времени и будет сделано, заверяют в Роскосмосе.

Стартовый и заправочный комплексы должны быть готовы к 25 ноября 2015 года: к этому времени все должно быть построено, испытано и сдано заказчику. Если все будет в строгом соответствии с контрактом, у Роскосмоса появится шанс выполнить указ Владимира Путина от 2007 года, где первый автоматический запуск с нового космодрома назначен на 2015 год, а первый пилотируемый — на 2018-й. В то же время построить в чистом поле всю инфраструктуру, включая дороги, линии электропередачи, дома для сотрудников и детсады для их детей, плюс к этому стартовый комплекс и всё, что нужно для сборки, заправки и запуска ракет, предстоит всего за три года. Такими темпами объекты космической инфраструктуры строились разве что в 50-е годы прошлого века, в послесталинские времена ударных пятилеток.

Глава ЦЭНКИ Александр Фадеев тем не менее считает, что три года — реальный срок, чтобы все построить.

— Безусловно, все зависит от темпов создания инфраструктуры, но строительство стартового комплекса для «Союза» — не уникальная задача, два таких построено на Байконуре, три в Плесецке, еще один в гвианском космическом центре Куру, — говорит он.

По словам Фадеева, сейчас работы на Восточном идут «в русле генерального графика»: заложены фундаменты под монтажно-испытательные комплексы, на месте будущего строительства стартового комплекса вырыт котлован.

Оптимизм главы ЦЭНКИ разделяют не все. Так, сам руководитель космического агентства Владимир Поповкин в прошлом месяце написал откровенное письмо президенту РФ, в котором прямо указывал, что срок ввода в строй объектов Восточного может сдвинуться на три года и что-либо стартовать оттуда сможет не раньше 2018 года. Причиной задержки Поповкин указывал трудности с финансированием строительства космодрома и обеспечивающей инфраструктуры.

Представители других ведомств считают Восточный авантюрой, грозящей перерасти в масштабнейший долгострой. Так, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) в мае этого года раскритиковало проект строительства аэропорта на территории космодрома, который, по замыслу Роскосмоса, должен принимать все существующие типы самолетов, а в перспективе даже многоразовые космические носители. Позиция Росавиации (сформулирована в письме главы ведомства Александра Нерадько министру обороны Анатолию Сердюкову) сводится к тому, что план строительства аэропортового комплекса на Восточном, во-первых, нерационален, чреват долгостроем и раздуванием смет, а во-вторых, нереализуем без нарушений действующих законов.

Главный посыл письма Нерадько аналогичен тому, о чем пишет Поповкин: за такие деньги нормальный объект построить нереально. Вот цифры: за 27,9 млрд рублей предлагается построить не только первоклассную ВПП, способную принимать все существующие самолеты, но и аэропортовую инфраструктуру, включая рулежные дорожки, стоянки для самолетов, здание аэровокзала, топливозаправочный комплекс и т.д.

Для сравнения: планируемое строительство новой ВПП в Домодедово длиной 3,8 км и шириной 60 м вместе с рулежными дорожками оценивалось в 26,9 млрд рублей. Разница всего в 1 млрд рублей бросается в глаза, особенно если помнить, что сравнивается стоимость создания инфраструктуры в Подмосковье и практически в чистом поле.

С космической инфраструктурой может случиться похожая история. На стартовый комплекс «Союза» на Восточном выделяется 9 млрд рублей, то есть примерно $300 млн. Для сравнения: строительство стартового комплекса «Союз-2» во Французской Гвиане  обошлось в $1,6 млрд. Александр Фадеев утверждает, что данное сравнение некорректно, поскольку в случае с Восточным затраты распределены по нескольким статьям и сумма в 9 млрд рублей конечной не является (хотя в техзадании по данному лоту сказано, что целью работы является именно создание стартового комплекса). За те же $1,6 млрд, кстати, Роскосмос предлагает построить для Казахстана стартовый комплекс для ракет «Ангара» на Байконуре.

По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, недостаточное финансирование Восточного чревато потерями значительных сумм.

— Собственный космодром России необходим, но вкладываться в его создание нужно сразу и по-крупному, мелочность тут скажется губительно, — считает он.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир