Кен Лоуч снял пособие по борьбе с кризисом
В российский прокат выходит «Доля ангелов», фильм знаменитого британца Кена Лоуча. Если принять как данность, что у каждой нации есть свой коронный жанр в кино, то для британцев — это социальная комедия. «Мужской стриптиз», «Девушки с календаря», «Спасите Грейс» — все это истории о небогатых, некрасивых, негламурных людях, столкнувшихся с обстоятельствами, из-за которых жизнь, кажется, вот-вот покатит к унылому финалу. Но тут-то персонажей и осеняет идея, как обстоятельствам противостоять.
Сняться ню для календаря, даже если ты — дама ближе к шестидесяти. Наплевав на пивной живот и отсутствие мускулов, станцевать обнаженным перед восторженной женской аудиторией. Выращивать в теплице марихуану. В общем, возникает самый дикий, казалось бы, ход, позволяющий по-новому взглянуть на происходящее, и вот уже жизнь начинает набирать обороты, и новый поворот, и мотор ревет — ну и так далее.
В чудесном этом жанре неожиданно отметился, казалось бы, совершенно чуждый ему режиссер: мастер социального реализма, многократный лауреат Канна и других престижных фестивалей Кен Лоуч.
Его герои, несколько молодых шотландских оболтусов, из-за проступков разной степени тяжести попадают сначала в тюрьму, затем на исправительные работы, затем... Что будет «затем», то есть после отбывания наказания, никто из них с достоверностью, конечно, не знает. Но предполагают, что, скорее всего, ничего хорошего: безработица (кому нужен сотрудник с криминальным прошлым?), безденежье, мрак и серость худших районов Глазго.
Но у одного из них — Робби открывается странный дар. Как Парфюмер из романа Зюскинда мог уловить все оттенки в самом сложносоставном аромате, так Робби (Пол Брэнниган) — идеальный дегустатор виски. Дар этот выявляется, когда наставник ребят — толстый, добродушный человек (Джон Хеншоу), искренне сочувствующий своим подопечным, везет их на экскурсию в культурную столицу Шотландии, Эдинбург, на дегустацию национального напитка.
Вся гоп-компания едва ли не впервые вырывается из депрессивного, монохромного Глазго на просторы своей разноцветной, манящей полями-лугами-горами родины. И понимает: жизнь стоит того, чтобы за нее побороться. Тем более у Робби родился сын. И юный папаша полон решимости сделать так, чтобы судьба у мальчика сложилась по-иному.
Операция, задуманная героями Лоуча, стоит и истории с выращиванием в теплице марихуаны, и мужского стриптиза. Случайно узнав, что на аукционе будет продаваться найденная при таинственных обстоятельствах бочка самого лучшего в мире виски, парни решают похитить если не целиком бочку, то существенную часть ее содержимого.
Доля ангелов — это, как известно, 2% крепких спиртных напитков, которые испаряются в процессе переработки. По Лоучу, доля ангелов — это подарки судьбы, которые в конечном итоге выпадают хорошим людям. А в его фильме все происходит, пусть и не по закону, зато по высшей мировой справедливости.
В британской критике высказывается, правда, и мнение, что 2% — это в минимальном своем исчислении та доля, которую обязана вернуть буржуазия оставшимся в кризис без работы пролетариям.
Учитывая политические взгляды Лоуча, и такое толкование можно было бы счесть возможным, не присутствуй в нем звериного и, как оказалось, чуждого режиссеру «серьеза».
— На этом материале мы могли бы сделать драму, но зачем? Вся жизнь среднестатистического британца — это борьба с проблемами, но мы не унываем, не ложиться же помирать. Вместо этого мы придумываем всяческие авантюры и пьем виски, — заявил Лоуч на каннской пресс-конференции. И как же приятно, что в 76 лет, человек со статусом живого классика формулирует именно такое послание человечеству.