Чирикова пожаловалась на отсутствие поддержки
Чирикова пожаловалась «Известиям», что помимо административного ресурса ее избирательной кампании также мешает равнодушие ее сторонников по так называемой «Болотной». Эксперты разделились в оценках: кто-то считает, что за неделю до выборов, намеченных на 14 октября, оппозиция все-таки поддержит своего товарища. Другие уверены: коллеги просто не верят в успех Чириковой, поэтому не хотят вешать на себя ярлык неудачника.
Евгения Чирикова в диалоге с корреспондентом «Известий» подробно рассказала, с какими трудностями ей приходится сталкиваться во время избирательной кампании в Химках. По ее словам, врио мэра Химок Олег Шахов обеспечил себе мощнейшую поддержку, замешанной в которую оказались даже офшоры на Кипре.
— Я уже обращалась в органы ФСБ, — заявила Чирикова. — На мой взгляд, это ненормально, когда на деньги по проекту строительства трассы Москва–Санкт-Петербург, осуществляющегося за счет Пенсионного фонда, временный мэр Шахов выстраивает офшорную схему, в рамках которой средства граждан уходят, в частности, на Кипр к Аркадию Роттенбергу. Несмотря на наличие явных доказательств незаконного вывода денег из страны, официального ответа от ФСБ Чириковой не поступило.
Помимо всего прочего Чирикова пожаловалась «Известиям» на отсутствие поддержки со стороны своих коллег по оппозиционному лагерю: «Мы, оппозиция, сами должны быть активнее».
— Ведь 14 октября выборы пройдут по всей стране. Я не вижу, чтобы мы достаточно сплачивались, объединялись для помощи многочисленным общественникам, разделяющим нашу систему ценностей, — говорит она.
Экоактивистка поясняет, что в рамках кампании в Химках ей не поступает никакой помощи: «Получается, что пойти на «Марш» и один день покричать — пожалуйста, но когда речь идет о системной работе, мы предоставлены сами себе».
— Каждый день я иду со своими 20 товарищами и агитирую. Но нас мало на проведение агитации в 200-тысячном городе, — подчеркивает кандидат в мэры Химок, при этом она не понимает, почему люди, которые когда-то собирались после сообщений в ее Twitter о проведении «Марша миллионов», сегодня также охотно не отзываются на ее призывы о помощи в проведении агитации. По ее словам, оппозиция «претензии должна предъявлять сама себе»: «Мы должны сами себе помогать. Это не так сложно взять листовки, пообщаться с людьми и принести их требования в штаб».
По мнению вице-президента Центра политических технологий Ростислава Туровского, «у «Болотной» оппозиции отсутствует необходимая координация действий», так как она существует лишь на декларативном уровне. Кроме того, эксперт считает, что проблема оппозиции также состоит в большом количестве ее лидеров, а «из-за этого оказывается, что зачастую все преследуют свои интересы». Выходом из сложившейся ситуации, по мнению Туровского, является создание формы, позволяющей, несмотря на противоречия, проводить предвыборную кампанию.
— Например, если бы у оппозиции была одна политическая партия, то, отбросив все внутренние противоречия, аппарат политической структуры и актив проводили бы достаточно успешно свою избирательную кампанию, — отметил Туровский. — Изначально оппозиция сложилась как внесистемная и вне электоральная, не работавшая до этого на выборах. Таким образом, получается, что в электоральной плоскости она не может работать как мощная мобилизующая сила элементарно из-за отсутствия опыта и организации. При этом он подметил, что вождизм всегда был характерен либеральной оппозиции и «всегда приводил к расколам».
В то же время политолог делает положительный прогноз в отношении предвыборной кампании в Химках: «Все-таки до выборов есть время. На завершающей неделе финальные акции должны пройти не только при участии Чириковой, но и других оппозиционеров». В противном случае, утверждает эксперт, «это будет совсем смешно».
Политолог Евгений Минченко заявил «Известиям», что коллеги по протестному движению не оказывают поддержку Чириковой в рамках ее избирательной кампании по той причине, что никто не верит в ее победу в ходе предстоящего голосования, так как «никто не хочет вешать на себя клеймо неудачника». По его мнению, десанты выезжали в Ярославль к Евгению Урлашову, потому что понимали, что у него хорошие шансы.