«Роснефть» обсуждает обмен акциями с ВР под гарантии президента России

Президент России Владимир Путин и глава «Роснефти» Игорь Сечин во вторник встретились с председателем совета директоров ВР Карлом-Хенриком Сванбергом и главным управляющем компании Робертом Дадли. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
На встрече обсуждалась конфигурация выхода ВР из капитала ТНК-ВР. Сегодня британской компании принадлежит 50% ТНК-ВР, остальные 50% делятся между консорциумом российских акционеров — ААR. «Альфа-Групп» Михаила Фридмана контролирует 25% ТНК-ВР, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга — по 12,5%.
По мнению аналитиков, обсуждение сделки на уровне президента свидетельствует о намерении государственной «Роснефти» войти в капитал ВР через обмен акциями с британской компанией. При этом для «Роснефти» был бы более интересен вариант выкупа не доли ВР, а доли российского акционера ТНК-ВР — консорциума ААR. Партнерство «Роснефти» с респектабельной британской компанией существенно улучшило бы ее имидж и перспективы на мировой арене.
Решение о выходе ВР из капитала ТНК-ВР было принято по итогам конфликта акционеров. Напомним, в мае крупнейший российский акционер ТНК-ВР Михаил Фридман объявил об уходе с поста главного управляющего директора компании и председателя правления ТНК-BP Management. Российских акционеров не устраивало, что британские акционеры блокировали выгодные для компании решения менеджмента, если ТНК-ВР начинала конкурировать с ВР на мировых рынках. 18 июля ВР уведомила ААR, что вступает в переговоры о продаже своей 50-процентной доли в СП. По акционерному соглашению у компаний есть 90 дней на переговоры без права принятия окончательного решения. ААR выразил желание приобрести у ВР 25% акций ТНК-ВР, 24 июля о своем интересе к приобретению пакета ВР заявила «Роснефть».
50% ТНК-ВР оценивается примерно в $30 млрд, и в настоящий момент ни у «Роснефти», ни у ее государственного акционера «Роснефтегаза» нет таких денег. Источники международного финансового агентства Debtwire сообщают, что «Роснефть» изучала вопрос привлечения краткосрочного бридж-кредита западных банков в размере $12 млрд для финансирования сделки.
Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» полагает, что оставшуюся часть предполагалось оплатить акциями «Роснефти». То, что Путин встречался с руководством ВР, может свидетельствовать о проработке и другого варианта — выкупа «Роснефтью» не доли ВР, а доли ААR. В этом случае «Роснефть» станет партнером респектабельной британской компании и расширит свои глобальные перспективы, а ВР получит дополнительные возможности для работы на российском арктическом шельфе и будет участвовать в разработке трудноизвлекаемых запасов на суше. Такая конфигурация сделки представляет интерес и для «Газпрома», также заинтересованного в сотрудничестве с ВР.
— Обмен акций с ВР — это давняя мечта «Роснефти». Партнерство с ВР могло бы радикально улучшить имидж «Роснефти» на мировом рынке, так как после «дела ЮКОСа» «Роснефть» на международной арене имеет репутацию скупщика краденого, — пояснил «Известиям» Михаил Крутихин из Rus-Energy. Но, по его мнению, обмен акциями, если он будет осуществлен, негативно отразится на репутации самой ВР, поэтому подобная сделка вряд ли будет поддержана советом директоров ВР и акционерами компании.
В компаниях ситуацию не комментируют, ссылаясь на соглашение о конфиденциальности.