Эксперимент по поиску жизни в озере под Антарктидой буксует
Одна из важнейших российских научных миссий, исследование подледного озера «Восток» в Антарктике на предмет выявления новых форм земной жизни, пока терпит неудачу. В озерной воде нашлись лишь те микроорганизмы, которые попали в нее вместе с буром. Об этом отчитались исследователи на Первой всероссийской конференции по астробиологии.
От ученых ждут гораздо большего, проект считается стратегическим для фундаментальной науки. Особое внимание к нему приковано после того, как пробы озерной воды в прошлом году глава Минприроды Юрий Трутнев доставил Владимиру Путину (на тот момент председателю правительства). Путин пошутил про этот образец: «Было бы любопытно, динозавры пили и Трутнев».
Озеро «Восток» — уникальное место для получения информации о живучести и приспособляемости микроорганизмов. Это огромный (предполагаемая площадь 15,5 тыс. кв. км), полностью изолированный от атмосферы 4 тыс. км льда водоем. Контакт с внешним миром эта среда потеряла, по мнению ученых, не менее 14 млн лет назад. Теоретически с помощью эволюции за это время тут могла развиться форма жизни, кардинально отличающаяся от всех известных.
С одной стороны, условия благоприятные: постоянное поступление тепла от дна и кислород. С другой стороны, выжить не так просто: кислорода для существующих на земле клеток слишком много, высокое давление (400 атмосфер), холод, отсутствие органической пищи и света, необходимого для фотосинтеза. Однако на земле бактерии живут в еще менее приятных условиях: в едких растворах, вблизи вулканов или в мерзлоте. Поэтому ученым был важен любой однозначный ответ на вопрос, есть ли жизнь на Востоке. Даже если бы исследователи могли бы точно сказать, что там нет бактерий, такой ответ помог бы сделать выводы о границах условий, приемлемых для жизни и эволюции в течение миллионов лет.
Лед над озером бурили с 1990 года, но из-за отсутствия финансирования ученые были вынуждены прерваться на восемь лет. 5 февраля, за день до окончания сезонных работ, бур на глубине 3769,3 м достиг воды. Примерзшую к нему воду озера доставили для анализа в Лабораторию генетики эукариот Петербургского института ядерной физики (ПИЯФ).
— Были найдены четыре вида бактерий, которые относятся к контаминантам (загрязняющим микроорганизмам). Такие же бактерии были найдены в буровой жидкости, а озерная вода с бура была обмыта этой грязной буровой жидкостью, еще два вида бактерий из образцов были найдены на человеке. То есть ничего интересного. Генеральное заключение такое: наверху (в снежном покрове) клеток нет, в озерном льду тоже нет клеточных популяций — там безжизненно. Вода может что-то содержать, — подвел итог исследований Сергей Булат, заведующий группой криоастробиологии Лаборатории генетики эукариот Петербургского института ядерной физики.
Тем не менее ученые не теряют надежды выяснить, есть ли в озере биологическая среда. Новый этап работ по бурению скважины начнется в декабре этого года: уже в мае ученые рассчитывают получить свежие образцы чистого льда озера.
— В мае нам доставят новые пробы оттуда. Пока не будет чистых проб, ничего нельзя сказать точно. Например, грубо говоря, та ДНК, которая была занесена в пробы, может перебивать ДНК, которая, возможно, есть в воде озера. Поэтому пока результаты анализа не снизили и не увеличили шансы на обнаружение жизни, — говорит директор Института микробиологии имени Виноградского Валерий Гальченко.
Ряд зарубежных экспертов высказывали опасения, что российская технология бурения может нанести вред озеру, то есть занести в него бактерии внешнего мира вместе с буром и жидкостью для бурения. Но исследователи утверждают, что этого не могло произойти — как только бур достиг воды озера, из-за разницы давления его вместе с буровой жидкостью резко вытолкнуло из скважины.
— Это как бутылка шампанского: как только открыли — начнет выпирать. Они думали, что бур поднимет метров на 50, а его выперло метров на 300, кажется. То есть вряд ли снаружи туда что-либо попало. Риск нулевой, — заверил Гальченко.
По новой технологии бурить ту же самую скважину будут уже стерильным буром, а вместо обычной жидкости для бурения использовать специальную, без микроорганизмов.