«Мелодия» отпраздновала победу 1812 года

Аудиоиздатели в лице фирмы «Мелодия» отметили 200-летнюю годовщину победы в Отечественной войне 1812 года и сделали это разнопланово.
Первым изданием стал CD «1812. In The Blaze Of Glory» («1812. В блеске славы»). В него вошли в том числе произведения композиторов-современников событий: Осипа Козловского и Дмитрия Бортнянского. Козловский, представленный двумя полонезами, учился с Михаилом Клеофасом Огинским, автором другого знаменитого полонеза. Да и самое популярное сочинение Козловского, «Гром победы раздавайся», написанное на стихи Державина за 20 лет до наполеоновского нашествия и бывшее неофициальным гимном империи, тоже полонез. Бортнянский, более известный как композитор хоровой духовной музыки, представлен трио-сонатой и концертом-симфонией си-бемоль мажор.
Важное место на альбоме занимает более позднее произведение — увертюра Чайковского Festival, известная как «1812 год» и впервые исполненная в 1882 году на церемонии освящения храма Христа Спасителя в сопровождении пушечной стрельбы и колокольного звона. Сейчас эти эффекты позволяют использовать ее как тест для низкочастотных динамиков. Для имитации стрельбы Чайковский ввел специальный инструмент cannone, цитаты из «Боже, царя храни» и двух маршей — «Егерского» и «Марша Преображенского полка» — символизируют непобедимость русского народа, а «Марсельеза» иллюстрирует дух врага.
Издатели не ограничились воспоминаниями. Одновременно вышел CD под названием «Гусарская баллада». С названием, видимо, спешили — к одноименному популярному фильму диск отношения не имеет, разве что в бонусах записаны фрагменты музыки Тихона Хренникова к балету «Гусарская баллада», созданному на основе саундтрека, но «Давным-давно» или «Колыбельной Светлане» нет. Зато звучит несколько других известных мелодий. Гимны представлены красивой композицией «Черные гусары», а современный взгляд на эту тему — романсом «О бедном гусаре замолвите слово» Андрея Петрова из одноименного фильма. Есть и менее известные исторические мелодии, например, «Марш на вступление в Париж» И.Г. Вальха, который тему не иллюстрирует, а, скорее, развивает.