Украинским избирателям подложили свинью


— Мы — новые свиньи, пришедшие к старому корыту, — заявил «Известиям» один из лидеров украинских оппозиционных сил. Он считает, что Украина должна менять не политиков, а саму систему власти, но в октябре страна всё же произведет перестановку своих слагаемых. Она выберет новый парламент, расстановка сил в котором будет прежней. Необычными станут только подарки, которыми кандидаты, баллотирующиеся по смешанной пропорционально-мажоритарной системе, подкупают избирателей.
Если раньше обходились продуктовыми наборами с гречкой и постным маслом, то теперь дарят свиней и школьные тетради со своими портретами. Украинские суды называют это подкупом с признаками коррупции, но Центризбирком на обвинения не реагирует. Он пока не снял с предвыборного маршрута ни одного дарителя.
— Подкуп избирателей стал самой популярной технологией парламентской кампании. Его формы могут быть самыми различными: от традиционных продуктовых пайков до организации бесплатных дискотек и строительства детских площадок, — предупредил «Известия» председатель правления Комитета избирателей Украины Александр Черненко.
И оказался прав. Первокурсники Донецкого национального университета получили от кандидатов в подарок флешки, а студенты Донецкого национального медицинского университета имени Горького — фонендоскопы и приборы для измерения давления. 10 новых компьютеров получил Северодонецкий лицей, а первоклассники города —тетрадки, дневники, книги, канцелярию, брендированные именами кандидатов.
Бизнесвумен и строительница церквей Людмила Супрун жаловалась, что она собирались передать в школы 20 тыс. наборов тетрадей. Однако местная власть распорядилась извлечь из всех подарков поздравительную открытку от Супрун с расписанием уроков и потребовала заменить ее «посланием» от ее конкурента.
Бывший соратник Виктора Ющенко Давид Жвания осчастливил своих избирателей 275 комплектами школьной формы. Одесский Апелляционный административный суд расценил это как подкуп. Теперь кандидат оспаривает это решение.
Продуктовые наборы для избирателя — технология, проверенная временем. Кандидаты начали «сеять гречку» еще с майских праздников. В основном угощают шпротами, сахаром, рисом, бисквитами, сгущенным молоком, гречкой, подсолнечным маслом, чаем, печеньем и конфетами. В Тернопольской области раздают бесплатный квас, который явно слаще уксуса. Продовольственную тему подхватил сын премьера Николая Азарова — Алексей. В День независимости Украины в городе Славянске бесплатно раздавалась вода, на бутылках которой было написано «общественная инициатива Алексея Азарова».
Провластные депутаты агитируют жителей Киева, раздаривая избирателям бутылки с шампанским со своими портретами на этикетка, а также раздают лекарства больным, страдающим заболеваниями головного мозга.
В Одесской области в бюджетных больницах проводится акция «Народный медосмотр», в ходе которой избирателям объясняют, как голосовать. В городе Бершадь на Западе Украины кандидаты-конкуренты раздают аптечки. А западнее, под Ивано-Франковском, идут еще дальше и дарят поликлиникам отоскопы, цветотесты, ростомеры, весы, УЗИ-аппараты. На Востоке Украины ветеранам раздают очки, как сестрам — серьги. А врачам — велосипеды для фельдшерско-акушерских пунктов.
Велосипеды, как и детские площадки, — это тренд нынешней кампании. Их дарят и строят по всей стране, от Киева до самых до окраин. А еще сотнями вывозят детей на море за кандидатский счет.
Особо креативные кандидаты идут собственным путем. В Сумской и Черниговской областях ветеранам войны дарят яд «Смерть жукам». Также избирателей «осеменяют» — вручают им семена астры и петрушки. К пакетам обязательно крепят портреты кандидатов, демонстрируя, видимо, что они — не овощи, а цвет политики.
Избиратели Черкасской области рассказывают, что когда они просили 35 саженцев орехов, им привезли 37, да еще и отборных, которые на рынке стоят по 150 гривен. Теперь орехи массово и агитационно растут вдоль аллей райцентра Тальное.
Харьковчанам кандидаты, кроме стандартного продуктового набора, раздавали еще телефонные справочники и сертификаты на парикмахерское обслуживание. Видимо, чтобы волосы не торчали дыбом от происходящего в предвыборную пору.
В «огуречном» городе Нежине жители, просидевшие два месяца без горячей воды, наконец-то получили ее в подарок от кандидата-мажоритарщика. Причем сообщения коммунальной службы, разложенные по почтовым ящикам, гласят, что воду дали не планово, а лишь благодаря стараниям политика.
В Ивано-Франковской области один кандидат построил дамбу и мост. А его соперник в ответ оборудовал две автобусные остановки в селах.
Многие решили ради агитации использовать метод сетевого маркетинга. Каждый, кто согласится проголосовать за нужного кандидата, получит $150. Если при этом он приведет еще одного человека, то ему дополнительно выплатят еще $40, а привлеченному избирателю — еще $150. Для подтверждения голосования будут выдаваться мобильные телефоны. С их помощью необходимо будет сфотографировать бюллетень, после чего на выходе с участка передать телефон следующему.
В Тернопольской области один кандидат дарил избирателям теплые носки, другой — раздавал поросят с условием, что их выкормят, а он потом выкупит взрослых свиней. Видимо, чтоб подложить их конкурентам на следующих выборах. Малоимущим и многодетным раздают еще и коров.
— Хорошо, когда кандидаты делятся нажитым с избирателями хотя бы во время кампании. Хуже, когда деньги уходят на билборды и телевизионную рекламу. Украинцы без энтузиазма относятся к нынешним выборам. Если правящая партия не дает им «порулить», то во время выборов они могут хотя бы подзаработать, — заявил «Известиям» политолог Константин Матвиенко.
При этом большинство украинцев, принимающих эти подарки, осуждает прямой подкуп избирателей. Только 4% будут голосовать за тех, чьи дары они принимают.