Олег Шахов: «Я слово «компромат» не понимаю»


— Вы выдвигаетесь в мэры города Химки. Какое отношение вы имеете к городу?
— Я в Химках, точнее, в Куркино уже 10 лет живу. У меня старший сын в этом городе ходил в детский сад, закончил лицей. А супруга 20 лет отработала в «Аэрофлоте». Можно сказать, что из Тулы, где я работал первым заместителем губернатора, просто домой вернулся.
— Судя по данным, выложенным в интернет вашей соперницей — Евгенией Чириковой, вы в Химках уже работали, но, утверждает она, от вас якобы город не получил ничего, кроме лоббирования интересов строителей трассы-дублера Ленинградки. Вы ознакомились с компроматом?
— О каком компромате идет речь?
— Ваш оппонент считает, что якобы вы, лоббируя интересы строительства платной трассы Москва – Санкт-Петербург, блокировали решение проблемы пробок на Ленинградке, по сути, запретив ее расширение.
— Это абсолютно неверная интерпретация информации. Да, я был ответственным секретарем межправительственной комиссии и фиксировал те решения, которая она принимала. Но она принимала не те решения, о которых вы говорите. Комиссия провела конкурс по выбору компании, которая должна вести строительство трассы. Он прошел в несколько этапов, всё было прозрачно, и никакого лоббизма в принципе быть не могло. Строительная компания выбиралась в соответствии с законом. В итоге было заключено соглашение с победителем конкурса. В конкурсную комиссию входили ряд министерств и ведомств РФ, а также иностранные партнеры. На это ушло два года работы, мы подготовили первое в России концессионное соглашение на основании федерального закона № 115.
— А что это за документ «Проспект ценных бумаг», о котором пишет Чирикова?
— Не знаю, что это за документ, вы его читали, знаете, что там написано?
— Как написали российские СМИ, запрет на расширение Ленинградки содержится в документе под названием «Проспект ценных бумаг».
— Я не могу комментировать абстрактные документы. Могу лишь сказать, что дорога до Химок будет бесплатной. Это были долгие и сложные переговоры с инвесторами, которые не хотят терять ни одной копейки инвестиций. Мы всё же отстояли интересы местных жителей, хотя, подчеркну, что для инвесторов это была большая потеря трафика и платы в Химках и Долгопрудном. Терминалы для оплаты появятся при выездах из них, а не на МКАД, как планировалось раньше. Между тем эта дорога решает в большей части проблемы пробок в Химках. Планировалось, что первый участок до Шереметьево должен появиться уже в 2013 году.
— То есть вы хотите сказать, что у ваших оппонентов нет на вас компромата?
— Я слово «компромат» не понимаю. Я считаю, что всё, чего я достиг, — только благодаря труду и учебе. Никаких компрометирующих действий я не совершал.
— Что будете делать, если всё же информационные атаки на вас продолжатся? Как относитесь к словам кандидата в мэры Химок Олега Митволя, который уличил вас в несвоевременной сдаче документов для регистрации в качестве кандидата?
— Я в первый раз принимаю участие в выборах, до этого занимался исключительно хозяйством. Насчет уведомления избиркома — я всё сделал по закону. Почему-то в обществе появилась привычка не использовать для работы первоисточники: не смотреть законы, не заглядывать в документы, не слушать юристов, а руководствоваться чьими-то словами.
Вот как, например, реагировать на слова одного из кандидатов о том, что он зарегистрирован первым? На самом деле это не так. Он не был первым. Можно сказать, что это обман. Давайте обращаться к первоисточникам, к документам. Я же по образованию математик, закончил мехмат МГУ, чем горжусь. Люблю точность и порядок в цифрах.
— Как будете бороться с информационными вбросами и пиар-технологиями?
— Жители Химок — люди думающие, здесь очень много ученых, математиков, физиков, высококвалифицированных рабочих. Они по-другому воспринимают все слова, сказанные в мой или чей-то другой адрес, и сделают правильные выводы. А я буду работать.
— Как реагируете на соцопросы? Вас то ставят чуть ли не на последнее место, то на первое.
— Я стараюсь не читать промежуточную информацию. Я, как спортсмен, знаю, что пока до финиша не дошел, всё может сильно измениться. В детстве я занимался плаванием, достиг неплохих результатов в моем родном городе — Костроме, стал трехкратным чемпионом области. А тратить силы и здоровье, чтобы воспринимать неокончательные результаты, — это лишь отвлечение сил от основной работы.
— Кого вы считаете своим конкурентом?
— Конкурентов в той работе, которую я делаю, у меня нет.
— Еще раз проясните, что происходит с вашей регистрацией?
— Я подал заявку в избирком, с завтрашнего дня приступаю к сбору подписей. Я не знаю, откуда пошла информация, что меня уже зарегистрировали. После сбора определенного количества подписей, как и положено по закону, меня зарегистрируют.
— Вы идете на выборы как самовыдвиженец. Почему вас не выдвинули от «Единой России»?
— Это решение жителей города, я прислушался к нему. Более того, я обратился к партии и, надеюсь, получить понимание, а в дальнейшем и поддержку. Так получилось, что общественные организации, представляющие половину жителей города, предложили выдвинуться мне в качестве кандидата. Я надеюсь, что коалиция моих сторонников будет только расширяться.
— Каковы ваши отношения с губернатором Московской области Сергеем Шойгу? Вы были с ним раньше знакомы?
— Нет, с губернатором Шойгу мы не были знакомы. Отношения у нас рабочие. Со мной он встречается, как и со всеми главами районов, по мере необходимости. Еженедельно у нас проходят видеоконференции, на которых мы все присутствуем, иногда к нам возникают вопросы, мы отвечаем.
— А какие вопросы губернатор задал лично вам?
— На последней видеоконфереции встал вопрос о качестве медицинских услуг. И буквально на днях он довольно неожиданно приехал к нам, посетил химкинскую детскую поликлинику.
— Похвалил или поругал?
— Сделал очень много замечаний, дал два месяца на разработку программы мотивации и удержания врачей на рабочих местах. Нам сложно конкурировать с Москвой, где зарплаты значительно выше, чем здесь, а это острая проблема. Сегодня у нас на 400 тыс. жителей только одна детская поликлиника, не хватает как минимум еще одной женской консультации. Губернатор поставил вопрос о строительстве еще двух детских поликлиник, дополнительной женской консультации. В настоящее время только 48% женщин, живущих в нашем округе, может воспользоваться услугами консультации.
Кроме того, так сложилось, что в Химках нет ни одной детской травматологии. В свое время ее перенесли в Тушино. А везти травмированных детей по пробкам крайне проблематично. Представьте, маленькие дети, слезы, боль — это нужно сразу решать, а приходится ждать «скорую», везти куда-то ребенка. На следующей неделе мне необходимо предоставить предложение по этому поводу. Сколько это будет стоить, найти помещение и т.д. Нужно серьезно подготовиться, Серегей Кужугетович не любит поверхностного отношения к работе.
— С кем-то из ваших оппонентов вы уже встречались?
— Так получилось, что встретился с Евгенией Чириковой. Я проводил круглый стол с руководителями общественных организаций, на который пришла и она. Евгения взяла слово и сделала доклад о решении транспортных проблем.
Я пригласил ее в гости в администрацию и заверил, что если у нее действительно есть разумные решения транспортных вопросов, то мы могли бы совместно использовать их в работе. Я работал в Министерстве транспорта РФ и давно занимаюсь дорогами, неплохо в этом разбираюсь. Я также пообещал, что ее предложения так и останутся ее, я их не собираюсь присваивать.
Прошло уже несколько недель, но она так и не появилась. Если бы она принесла карты, расчеты, материалы, мы могли бы привлечь специалистов с двух сторон, посидеть и обсудить всё, что есть интересного. Но пока не случилось.
— Я посмотрела вашу биографию, вы были в 2003–2004 годах замгубернатора Воронежской области, недавно первым замгубернатора уже Тульской области, сейчас и.о. главы Химок. Почему такой разброс регионов? Обычно карьера политика строится в одном регионе с последующем переходом на федеральный уровень.
— Я же не политик. Во всех областях я работал в одном и том же направлении — за нимался развитием и инвестициями. Кроме того, вот вы сказали про регионы, но забыли указать, что я дважды работал в министерствах: в Минэкономразвития и в Минтрансе, где также занимался инвестициями.
Меня приглашали, для того чтобы организовать, поддержать и продвинуть проекты, связанные с инвестициями. У меня огромный опыт, в том числе и в дорожном строительстве. Я надеюсь, что своим ответом снял ваше удивление. Город Химки обладает огромным потенциалом для развития. Одна из задач, которая поставлена передо мной, — сделать этот город жемчужиной как Подмосковья, так и всей России.
— Какие претензии к вашему предшественнику — Стрельченко?
— Скажу так: в Химках до сих пор не утвержден генплан города. Это связано еще и с тем, что не был выстроен диалог с жителями, общение носило часто формальный характер. Моя задача как управленца — наладить честный, открытый диалог, провести экспертизу генплана, его корректировку, согласовав это с горожанами. Это не считая других задач, таких как подготовка города к зиме, решение проблем точечной застройки, здравоохранения, повышения уровня комфорта проживания жителей Химок.
— Вы общаетесь со Стрельченко, следите за его судьбой?
— Нет.
— А с журналистами также будете строить открытый диалог? Коллеги жалуются — вам невозможно дозвониться.
— Это мой принцип: где бы ни работал, только так и общался — открыто. Я всегда в доступе, если только не на совещании.