Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Том Круз им друг, но истина дороже

На фестивале в Венеции состоялись премьеры двух выдающихся фильмов: «Мастер» и «Рай: Вера»
0
Том Круз им друг, но истина дороже
Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Не в интересах Венецианского фестиваля держать козыри в рукаве и ставить сильнейшие фильмы под занавес. 6 сентября стартует киносмотр в Торонто, и ведущие игроки индустрии переместятся с Адриатического побережья в Канаду. Так что главное на Лидо происходит именно в эти дни — и, похоже, основными на нынешнем фестивале стали вопросы веры.

И фильм Ульриха Зайделя «Рай: Вера», и независимо от распределения наград уже ставший триумфатором «Мастер» одного из лучших режиссеров мира Пола Томаса Андерсона — о том, что Бог и человек идут навстречу друг другу (если это движение вообще происходит) очень непростыми путями.

Героиня «Рая» Анна Мария, 50-летняя медсестра в рентгенологическом отделении (актриса Мария Хофштэттер, с которой Зайдель работал еще на «Собачьей жаре»), в свой отпуск остается в Вене, чтобы заняться миссионерской деятельностью. Со статуей странствующей Девы Марии в огромной хозяйственной сумке она обходит дома людей, попавших в сложное положение, в первую очередь эмигрантов, и предлагает им помолиться вместе, чтобы облегчить жизнь. Соглашаются далеко не все. В лучшем случае к идее молитвы люди относятся равнодушно, в худшем — агрессивно, как это происходит, например, в квартире молодой женщины, эмигрировавшей из России. (Актеры во второстепенных ролях играют фактически сами себя — сказывается огромный опыт Зайделя-документалиста.) Вечерами в подвале особняка Анны Марии собираются ее единомышленники, желающие вернуть Австрию в лоно католической церкви. И все это, как ни странно, очень походит на секту.

В один не прекрасный для героини момент в дом после двухлетнего отсутствия возвращается ее муж-инвалид (Наби Салех). История их отношений в фильме не раскрывается, но ясно, что он — мусульманин, что инвалидом стал не так давно, после автокатастрофы, и что когда-то они были прекрасной влюбленной парой. А теперь, как ему кажется, чтобы вернуть жену, он должен вступить в схватку с Богом.

Как известно, Зайдель хотел снять единый фильм о трех женщинах: двух сестрах постбальзаковского возраста и дочери одной из них. Но материала оказалось так много, что хватило на целую трилогию — про любовь, веру, надежду. В первом фильме любовь существовала без веры, исключительно как сексуальное удовольствие, и потому была обречена. Во втором появилась вера, отвергающая любовь, а следовательно, неистинная.  И, похоже, трилогия Зайделя вырастает в сагу о том, что веры не может быть без любви, любви — без веры и что обе они всегда питаются надеждой. Остается дождаться фильма «Рай: Надежда», который должен появиться в феврале будущего года на фестивале в Берлине. В любом случае все три фильма куплены для проката в России.

Показанный в субботу «Мастер» Пола Томаса Андерсона — тоже о вере и любви. Конец 1940-х — начало 1950-х. Демобилизованный после Второй мировой моряк Фредди Квелл (Хоакин Феникс) в каждом рисунке видит намек на женские половые органы, в каждом встречном — врага, в любом происшествии — повод напиться, а любовь к 16-летней соседке Дорис не делает его счастливым. В состоянии глубочайшего внутреннего раздрая Фредди знакомится с неким Ланкастером Доддом (Филипп Сеймур Хоффман), который характеризует себя как человека множества профессий: писатель, философ, врач, ядерный физик, но главное — и это становится понятно по ходу действия — основатель нового религиозного течения.

Разговоры о том, что «Мастер» — фильм о Рональде Хоббарде, начались задолго до премьеры в Венеции. Исполнитель роли Додда пытался было этот слух опровергнуть, но точку в споре поставил режиссер Пол Томас Андерсон. «Я смутно представляю себе нынешнее состояние саентологической церкви, — сказал он на пресс-конференции, — но изучил историю ее возникновения и действительно использовал ее в фильме». На вопрос, не боится ли он теперь испортить отношения со своим другом Томом Крузом, одним из самых известных в мире приверженцев саентологии, Андерсон ответил, что фильм он Крузу уже показал, они по-прежнему друзья, а остальное — пусть останется между ними.

Строго говоря, звезде «Магнолии» и «Миссия невыполнима» обижаться здесь особо не на что. Меньше всего в «Мастере» разоблачительного (да и вообще какого бы то ни было) пафоса: герой Хоффмана отнюдь не мошенник, скорее — манипулятор, но манипуляторами были все выдающиеся личности в истории Старого и Нового Света. 

«Мастер» — не антирелигиозный или антисаентологический памфлет. Это грандиозно снятая и выдающимся образом сыгранная история взаимоотношений двух людей: нервного, агрессивного, как кажется поначалу, недалекого экс-вояки (Феникс) и вальяжного, наделенного многочисленными талантами интеллектуала, в котором тоже дремлет зверь (Хоффман). В этой паре можно увидеть отношения и учителя–ученика, и отца–сына, и, наконец, человека и некой стоящей над ним силы, претендующей на то, чтобы подчинить себе его волю.

Как и в случае с прошлым фильмом Андерсона «Здесь будет кровь» (в нашем прокате — «Нефть»), в «Мастере» замечательная операторская работа (Михай Малаймер-младший, снимавший на камеру 70 мм) и исключительный саундтрек (композитором вновь стал Джонни Гринвуд). Если бы не негласное правило больших фестивалей — по многу призов «в одни руки» не давать, «Мастер» мог бы увезти с собой «Львов» и за фильм, и за режиссуру, и, несомненно, Кубок Вольпи за лучшую актерскую работу — в фильме совершенно преобразившемуся, а на пресс-конференции нервно курившему Хоакину Фениксу. И хотя бы один из этих призов фильм Андерсона наверняка получит.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир