Минпромторг создает модульные беспилотники


Минпромторг принял решение о разработке в России нового типа беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Об этом сообщили «Известиям» в авиационном департаменте министерства. Новые аппараты будут «модульными». Заказчик, производитель и впоследствии пользователь получат возможность «переделывать» свой БЛА под свои задачи — будь то военные, спасательные, авиафотосъемка или телетрансляция. На проект такого «конструктора» из бюджета выделят 40–50 млн рублей.
По словам представителей министерства, сейчас начинается этап оценки существующих и создающихся беспилотников для целей унификации.
В фокусе внимания будет стоимость будущих аппаратов. Специалисты авиационного департамента считают, что сегодня в отрасли идет гонка «кто лучше сделает». Это конечно же приводит к созданию уникальных беспилотных комплексов. Но их высокая стоимость препятствует производству достаточного количества аппаратов.
Открытость архитектуры и модульность могут снизить стоимость перспективных БЛА различного назначения. У пользователей появится возможность не обновлять весь парк БЛА, а лишь докупать отдельные дополнительные «гаджеты». Как в обычном персональном компьютере можно при необходимости купить или заменить отдельную деталь, не меняя всего ПК.
Эксперт в области беспилотных систем и главный редактор интернет-портала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов рассказал «Известиям» и о других преимуществах модульности.
— Модификацию БЛА под выполнение новых задач или улучшение их характеристик можно провести быстро и с малыми затратами. Кроме того, унификация позволит управлять различными БЛА с помощью меньшего количества наземных систем управления. К тому же упростится интеграция беспилотных комплексов в существующие и перспективные военные информационно-управляющие системы.
Федутинов также отметил, что решение об унификации очень своевременно, так как в России уже несколько компаний начали разрабатывать БЛА для силовых структур — «Транзас», «Сокол», «Сухой», «Вертолеты России».
Алексей Пучков, главный конструктор компании «АФМ-Серверс» (визуальная дистанционная диагностика и оперативное картографирование c помощью БЛА), считает, что полная унификация невозможна.
— Конечно, полностью универсального беспилотного аппарата не будет. Но универсальность в области какого-то круга задач будет определенно полезна, — заявил Пучков.
Это не единственное нововведение на российском рынке беспилотных аппаратов. Ранее «Известия» сообщали о разработке нового беспилотника с вертикальным взлетом. Это позволит запускать БЛА с ограниченных площадок (лесные массивы, ущелья, пещеры и даже внутри строений).